Трагедия в Казани.
Что делать, чтобы снова не повторилась.
Вчера молодой парень 19 лет пришел в школу и устроил кровавую расправу, убив 9 человек и рани более 20 человек. Подобный случай уже пятый в моей практике. Два случая были в Москве и Подмосквье , один в Перми, один в Крыму и еще один сейчас в Казани.
Как судебный психиатр проведу анализ, что было общего в этих пяти случаях.
Люди, далекие от судебной психиатрии, начинают кричать:
1. А куда смотрели родители?
2. Что делали преподаватели?
3. Где были психологи и психиатры?
4. Почему его не остановила охрана школы?
Давайте вместе разбираться, кто в чем виноват.
Начнем с родителей, во всех случаях родители не смогли выявить потенциальную опасность ребенка. Никто из убийц не заявлял родителям, что он собирается идти убивать людей.
Кроме того, родители не судебные психиатры и психологи, чтобы определить потенциальную опсность своего чада.
Преподаватели. Как они допустили, что юноша решил убивать. Они не психиатры и психологи. Да им и некогда общаться каждым учеником, им одних отчетов целую гору нужно написать. Они тонут в бумажной рутине. Когда им поговорить с учеником по душам.
А где были психологи и психиатры. Да, не в каждой школе есть психолог, А он еще должен знать четкие критерии потенциальных убийц, А их до сих пор нет.
Почему не остановила охрана школы. А везде в школах есть профессиональная охрана? А если убийца первым начал стрелять по охране? В двух случаях так и произошло. Убийца ранил охранников.
Что делать? Что предлагает общественность?
1.Жесткий контроль оружия, а точнее все оружие изъять. Это не реально. Охотники будут категорически против. Почему они должны пострадать? А что делать с теми, кто держит оружие для защиты своего дома, своей семьи, особенно, в глухих отдаленных районах.
Совсем недавно я написал статью в Дзен на эту тему:"Право на убийство"
2. Обязать преподавателей внимательней относиться к детям. Вести за ними наблюдение. Но за всеми наблюдать не получится. Нужно выделять группы риска. Но, еще нет четких критериев потенциальной опасности.
3. Жестче спрашивать с родителей таких малолетних убийц. Но родители не профессионалы и не могут определить потенциальную общественную опасность своего чада. Чаще всего они узнают о трагедии самыми последними из СМИ.
4. Психолог в школе. Но у самих психологов нет четких критериев потенциальной опасности подростка. Да если он что-то подозревает, что он может сделать. Провести психотерапию. А сам подросток захочет общаться с психологом?
5. Усилить охрану в школах, что уже делается. Но готова ли охрана, что по ней сразу будут стрелять?
Подведем итоги. Имеет место во всех случаях сочетание нескольких факторов.
1.Наличие у убийц зарегистрированного длинноствольного оружия.
2.Не было надежной охраны в школе, охрана не смогла задержать и обезвредить преступника.
3. У убийц есть акцентуации черт характера шизоидного типа, но не было явной психотической симптоматики на момент совершения преступления. У некоторых убийц была выявлена депрессия и суицидальные мысли. Да, они увлекались компьютерными играми - стрелялками, а кто в них сейчас не играет. Был интерес к оружию. Но у многих интерес к оружию, но они не идут убивать. Некоторые вели блоги в социальных сетях, где допускали агрессивные высказывания. Вот и все.
4.Якобы у убийц были конфликтные отношения с некоторыми школьниками и прподавателями. Но почему они убивали всех подряд?
5. Убийцы определенное время готовились к теракту: посещали тир, собирали боеприпасы, делали гранаты, собирали информацию об организации учебного процесса, время перерывов, организацию охраны. В двух случаях теракт совершали в паре, два подростка .
У меня нет готовых рецептов. В США, где эта проблема существует уже более 30 лет даже психологи и психиатры с большим стажем не дают четких инструкций, критериев, как выявлять и вести профилактику подобных массовых убийств в школах и университетах. Полностью защитить общество от агрессивных действий психически больных пока невозможно.
Явление надо тщательно изучать и думать, думать, думать как обезопасить наших с вами детей и внуков, потому что это наша общая проблема и беда.
Соболезную родителям погибших детей.