Найти в Дзене
Мысли вслух

Код мышления

Вы когда-нибудь спрашивали себя, откуда берутся гении? В какие игры играет с нами мозг, что для него стимул к созданию шедевра, свершению подвига, или ухода от действительности?

Передо мной книга Натальи Петровны Бехтеревой «Магия мозга и лабиринты жизни». Поразительно, как доступно можно написать о такой сложной и полной загадок субстанции. «Проблема исследования… соотношения мозга и психики – одна из самых захватывающих задач, которые когда-либо возникали в науке»

.«… [Задача строится на том, умеем ли мы] … находить в мозгу именно то, что делает человека человеком, что помогает ему держаться на плаву … Мы увидели, как творчество, которое, как известно, преобразует мир, прежде всего, преобразует свой собственный мозг». ( Н.П. Бехтерева)

В главе «Мышление и эмоции» - результаты наблюдений за пациентом с болезнью Паркинсона. Н.П. приоткрывает завесу между физиологическим и эмоциональным состоянием мозга. Стимуляцию определённых зон тогда применили к первому пациенту. Эксперимент удался, и результат не заставил себя ждать: нормальная двигательная активность молодой женщины восстановилась! Но вместе с тем появились совершенно новые эмоции, активность которых потребовала вмешательства психотерапевта. Этот факт стал началом новой области исследований.

«Физиолого-биохимический, точнее, физиолого-молекулярно-биологический симбиоз нужен для того, чтобы решить на сегодня неразрешимую проблему – «о чём именно и что именно думает человек?» (Н.П.Бехтерева)

Многим сегодня известно понятие стереотипного мышления, когда человек, глубоко не задумываясь, совершает те или иные действия по готовому шаблону задач. Явления же внезапного озарения, творчества - остаются загадкой. Конечно, для определённого вида деятельности нужны базовые знания, по утверждению Н.П. Но естественно возникает вопрос: «…как мозг помогает … лишь отдельным людям видеть мысленно и реализовывать в делах то, что в действительности исходно не существует: создавать Сикстинскую мадонну и собор Парижской Богоматери, предсказывать полёты «из пушки на Луну», формулировать «формально абсурдную» теорию относительности?» (Н.П.Бехтерева) Почему для творца высшее наслаждение – сам процесс творчества? Где здесь связь эмоции и мысли?

Когда я увидела странные, фантастически прекрасные и в чём-то ирреальные картины молодой художницы-любителя, спросила её: «Откуда эти образы?» Ответ меня почему-то не удивил: «Они в моих мыслях».

«Богатство мозга – это его кажущаяся избыточность. Кажущаяся. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек, тем менее избиты его ассоциации….» (Н.П. Бехтерева) Так появляются таланты и рождаются гении, «…мозг [которых] устроен так, что правильное решение идёт по минимуму внешней информации… и уровню её над шумом. …Гениальный человек обладает своей биохимией мозга, определяющей лёгкость ассоциаций, и, вероятно многим другим «своим». (Н.П.)

Существует ли «Код мышления», его роль в творческом процессе? Вот над чем задумались в институте мозга. Всё влияет на работу мысли, память: нейронные связи, сенсорное восприятие, эмоциональные всплески, условные команды, побуждающие к действию (триггеры).

В книге дан подробный и очень увлекательный анализ исследований творческого мышления. Речь идёт и о так называемом детекторе ошибок. Это особое свойство мозга напоминать о том, что непременно нужно сделать, но оказалось забыто. Этот же детектор, "подхватив вирус", может стать причиной навязчивых состояний, когда искажённые устойчивые понятия социума, диктуют свои правила поведения в установленных рамках. Естественно, ограничения тормозят свободу мышления.

Мир зависит от личностей. «Реализующийся творец начинает определять …историю мира» (Н.П.)

P.S. Наталья Петровна Бехтерева, потомственная врач нейрофизиолог. Всю жизнь она занималась материальным изучением живого мозга, но, по её словам, никогда не была атеисткой. Бехтерева считала, что нельзя отрицать то, что нельзя объяснить. В главе «Зазеркалье» мы читаем примеры удивительных и необъяснимых явлений, происходивших с автором книги и её пациентами в сложных жизненных ситуациях, изменённом состоянии.

«[Я] оберега[ю] свою область науки, …[тем не менее,] последние [трагичные годы] заставили думать и о своём человеческом и научном долге. Потому что я не хочу делать вид, что этого нет. …Потому что лишь приняв их[необъяснимые явления сегодня] в расчёт, - можно будет представить более полную картину того, как мыслит человек… и что такое человек». Н.П. Бехтерева.