Найти тему

Сравнительный анализ товарных знаков

Оглавление

Экспертиза товарных знаков предусматривает поиск и анализ интеллектуальных объектов, которые могут препятствовать регистрации заявленного обозначения на основании сходства со средствами индивидуализации третьих лиц. Если противопоставляемые товарные знаки производят на потребителей сходное впечатление в целом и могут таким образом вводить покупателей в заблуждение, для детального обоснования сходства обозначений используется сравнительный анализ объектов.

Виды товарных знаков

Установление экспертами относительных оснований для отказа относится к достаточно сложному виду аналитических исследований, часто содержащих спорные и противоречивые нюансы. Используемые методы сравнительного анализа во многом определяются видом анализируемого обозначения.

В качестве товарных знаков могут быть представлены на регистрацию различные виды и формы обозначений, которые обеспечивают узнаваемость производителя и позволяют выделять его товары на рынке.

Товарные знаки классифицируются по следующим видам:

  • словесные – состоят из слов, слогов, отдельных букв и аббревиатур, имеющих смысловое значение или фантазийную композицию, а также различные комбинации таких элементов
  • изобразительные – графика, символика, рисунки, композиции линий, пятен, других фигур и типов изображений
  • объемные – изображения в 3D-формате, фигуры и линии в пространственном расположении (упаковки, формы продукции и т.д.)
  • комбинированные – сочетание словесных, изобразительных элементов, объемных форм
  • звуковые – музыкальные отрывки, шумовые имитации, озвучивание оригинальных рекламных лозунгов и т.д.

Способы экспертизы товарных знаков

Важнейшим этапом экспертизы товарного знака является анализ обозначения на наличие сходства или тождества, в ходе исследований выполняются следующие действия:

  • нахождение похожих или абсолютно таких же интеллектуальных объектов
  • определение степени их сходства с изучаемым товарным знаком
  • могут ли считаться однородными между собой товары, для которых используется анализируемый товарный знак

Препятствием для регистрации могут быть следующие объекты – товарные знаки и обозначения, представленные на регистрацию, коммерческие обозначения и фирменные наименования, промышленные образцы, а также объекты авторского права.

Порядок сравнительной экспертизы

Словесные обозначения проходят сравнительный анализ со словесными видами знаков и с комбинированными обозначениями, имеющими словесные элементы.

Сходство изобразительных и объемных обозначений устанавливается при сравнении с найденными обозначениями изобразительного, объемного и комбинированного вида. Экспертиза проводится также с учетом зарегистрированных промышленных образцов, особенно в разделах «упаковка, этикетка, формы индивидуальной тары». Объемные изображения могут иметь статус товарного знака и промышленного образца.

Сходство определяется при изучении следующих признаков:

  • внешняя форма
  • смысловое значение
  • симметричность или асимметрия элементов
  • характер изображений – стилизованный, натуралистический, карикатурный и т.д.
  • цветовое решение

Комбинированное обозначение анализируется по всем словесным и изобразительным частям отдельно. При сходстве одного из элементов обозначения экспертиза выдает отказное решение по всему заявленному объекту.

Особенно важным аспектом является ассоциативное сходство в целом анализируемого знака с другим, похожим на него объектом. Экспертиза может признать сходство даже в случаях, если есть различия в отдельных элементах. Если присутствует хотя бы один шанс, что покупатель по невнимательности перепутает два товара между собой, то это является подтверждением того, что обозначения обладают сходством до степени смешения.

Понятие тождества и сходства

Тождественность обозначения с другим объектом признается в случаях, когда оно полностью совпадает с таким объектом во всех элементах, то есть сравниваемые обозначения являются одинаковыми.

Сходство до степени смешения с другим обозначением считается установленным, если анализируемый знак ассоциируется с другим объектом в целом, несмотря на присутствие отдельных отличий. Неохраняемые элементы в этом случае при анализе тоже учитываются.

Общее впечатление может формироваться за счет доминирующих словесных или графических деталей, цветовых сочетаний и композиционных решений. В зависимости от вида обозначения впечатления могут быть зрительными или слуховыми. Вероятность сходности обозначений значительно повышается при идентичности или близкой к ней однородности заявленных товаров и услуг.

В случаях установления тождественности особых затруднений не возникает. Примеры тождественных обозначений

  • Заявка на товарный знак № 2011741579 (SWEET LIFE)  и товарный знак № 282301 (SWEET LIFE )
  • Международный товарный знак № 986324 (AUER) и международный товарный знак № 585254 (AUER)
  • Заявка на товарный знак № 2011732129 (САМАРОЧКА) и товарный знак № 394393 (САМАРОЧКА)
  • Товарный знак № 245686 (Коралл) и товарный знак № 323128 (КОРАЛЛ ) и товарный знак № 212634 (CORAL КОРАЛЛ ) и товарный знак № 323127 (CORAL)
  • Товарный знак № 320971 (ASTORIA) и товарный знак №249348 (АСТОРИЯ)

Примеры обозначений, признанных сходными до степени смешения:

  • Международный товарный знак № 714980 (EUROPLEX ) и международный товарный знак № 561180 (EUROFLEX)
  • Международный товарный знак № 1092773 (ISONNECTOR) и Международный товарный знак № 890930 (ICONNECTOR)
  • Международный товарный знак № 996032 (TIGOTA) и Международный товарный знак № 780822 (DICOTA)
  • Товарный знак № 557557 (МАРТЕН MARTEN) и Товарный знак № 628688 (МАРТИН MARTIN)

Понятие однородных товаров

Действие товарного знака распространяется не только на те товары, которые внесены в свидетельство при регистрации, но и сохраняется при использовании знака для однородных товаров и услуг. В производственной или коммерческой деятельности существуют однородные, однопорядковые, очень близкие товары, у которых имеется сходство при восприятии потребителем.

Однородными товарами считаются продукты, имеющие сходство в характеристиках, применяемых материалах, но выпущенных разными производителями. Понятие идентичных товаров применяется к товарам, изготовленным одними и теми же фирмами. Определение однородности сравниваемых товаров и услуг выполняется Роспатентом при экспертной проверке перед регистрацией товарного знака.

Для установления однородности товаров рассматриваются признаки, которые условно выделяются как основные и вспомогательные. Основными признаками являются:

  • родовая, видовая принадлежность товаров
  • назначение товаров
  • виды материалов, которые использованы при выпуске товаров

Другие признаки (условия реализации, области применения, круг потребителей и т.д.) относятся к вспомогательным. Основные критерии однородности товаров могут рассматриваться по отдельности или в совокупности, а также с учетом вспомогательных признаков. Чаще всего определяющим фактором для признания однородности товаров является их принадлежность к одинаковым родовым или видовым группам. Кроме характеристики самого товара при определении однородности может учитываться мнение потребителей о таких товарах.

При определении назначения товара необходимо учитывать область его применения и цель использования. Огромное разнообразие товаров, их назначение значительно усложняет трактование понятия однородности. Инструментом для подтверждения однородности товаров является МКТУ, в основу которой положены признаки однородности. Но принадлежность к одинаковым классам МКТУ не всегда доказывает однородность товаров, так как такие товары могут включаться в разные классы.

Поэтому при рассмотрении заявляемых в перечне товаров и услуг по МКТУ возможно сопоставление продукции из разных классов как однородных. Например, заявленному на регистрацию знаку для товаров 25 класса МКТУ (одежда), могут быть противопоставлены услуги по пошиву одежды – 40 класс МКТУ. Диетическое питание и вода включены как в 5 класс, так и в 29 и 32 классы МКТУ. Товар «очки (оптика)» (9 класс МКТУ) может быть сопоставлен с услугами оптиков в 44 классе МКТУ.

Для проведения поиска тождественных и сходных обозначений и определения однородности товаров может быть использован приводимый ниже примерный перечень корреспондирующих классов, содержащих однородные товары.

Критерии сравнительного анализа

В процессе экспертного анализа проводится проверка по следующим критериям и видам сходства.

Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.

Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства.

Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство — сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.

Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.

При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе:

  • используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем
  • степень известности, узнаваемости товарного знака
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены)
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом

Звуковое (фонетическое) сходство

Экспертами учитывается присутствие одних и тех же или очень сходных звуков и их комбинаций, а также расположение близких звуков и звукосочетаний относительно друг друга. Важное значение имеет число совпадающих слогов и их расположение, обязательно сравниваются слоги под ударением. Фонетический анализ учитывает близость состава гласных и согласных звуков, а также характер совпадающих элементов объектов, кроме того рассматривается вхождение одного обозначения в другое.

Примеры звукового сходства обозначений: LUXIE – LUXI – ЛЮКСИ; GEMO – ГЕМА; KENZO – ENZO. Вхождение одного элемента в другой, пример — ДЕТОКС – ФИТОДЕТОКС; FLEX – MONOFLEX.

Словесные элементы могут включать сильные и слабые элементы. Сильные элементы чаще всего являются оригинальными и несут главные различительные черты. Слабые элементы представляют собой буквосочетания, дополняющие или усиливающие основную деталь, например, -ол, мега, auqa. –дент, AUTO, PLUS, FORTE и т.д. При сравнительном анализе учитывается в первую очередь сходство именно сильных составляющих элементов. Полностью рассматривается сложное словосочетание, если оно имеет смысловое значение, например, ДАКРОЛ, СЕЛЕНИТ.

Изобразительное (визуальное) сходство

Определяется по общему впечатлению от обозначения, по композиционному решению, по шрифтовой графике, анализируется цветовая гамма и т.д.

Оригинальное графическое исполнение может усилить или ослабить схожесть обозначений. Использование одинакового алфавита в графике повышает сходство объектов, а самобытный индивидуальный рисунок ослабляет похожесть элементов.

Примеры:

  1. Товарный знак № 423198 и международный товарный знак № 443855 — признаны сходными до степени смешения.
  2. Заявка на товарный знак № 2006734453 и товарный знак № 300626 — признаны сходными до степени смешения.
  3. Товарный знак № 269532 и товарный знак № 295149 — признаны сходными до степени смешения.

Если словесное обозначение выполнено в стилизованной оригинальной графике, словесный знак может восприниматься уже как изобразительное обозначение.

Смысловое или семантическое сходство

Анализируется по идейному подобию, аналогии в содержащихся понятиях, особенно в случаях совпадение значений обозначения в разных языках. При экспертизе учитывается сходство отдельных элементов, обладающих логическими акцентами и имеющими самостоятельное значение. Смысловое сходство рассматривается с учетом подобия понятий в сравниваемых объектах, например, МЕЛОДИЯ ЛЕТА – МУЗЫКА ЛЕТА, а также совпадения значений в разных языках.

Совпадение самостоятельных элементов обозначения, на которые падает логическое ударение, является признаком сходства обозначения в целом. В случаях, когда словесное обозначение включает от двух и более слов, анализ проводится в отдельности по каждому слову и далее по всему обозначению целиком.

Когда проводится сравнительный анализ?

Сравнительный анализ требуется при проведении экспертизы товарного знака или разрабатываемого обозначения. Основные причины, требующие результатов таких экспертиз:

  • для доказательства различия объектов при составлении ответа на предварительный отказ экспертизы
  • при рассмотрении конфликтных ситуаций в суде, в частности, для доказательства вины правонарушителя, незаконно использовавшем товарный знак
  • при разработке своего обозначения, чтобы избежать случайного сходства с символикой других производителей
  • в поиске товарных знаков перед подачей с целью минимизации рисков отказа

Результаты сравнительного анализа и заключение эксперта являются главным аргументом в решении спорных вопросов со службами Роспатента или при рассмотрении конфликтов в суде.

Нормативно-правовые документы, регулирующие проведение сравнительного анализа товарных знаков

Проведение экспертизы товарных знаков, включающей сравнительный анализ обозначений на тождество и сходство регламентируется нормативно-правовой базой, включающей:

  1. Гражданский кодекс РФ, часть 4 – ст. 1483, 1484;
  2. Приказ Роспатента №32 от 5.03.2003 г. «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» (п. 14 гл. 3 «Экспертиза заявленного обозначения»)
  3. Руководство по экспертизе международных заявок на товарные знаки в отношении товаров и услуг ВОИС, март 2017 г.
  4. Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденные приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. № 197;
  5. Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. № 198;
  6. Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельства на товарный знак, знак обслуживания и коллективный знак, их дубликатов, утвержденные приказом Роспатента от 24 июля 2018г. № 128.

Экспертиза товарного знака и представляемого на регистрацию обозначения осуществляется службами Роспатента, но её результаты во многом зависят от правильной подготовки документов и грамотного выбора товарного знака. Поэтому по всем вопросам проведения сравнительного анализа товарных знаков лучше проконсультироваться со специалистами патентного бюро «Ezy Brand».