Рубль в целом держит свой курс уверенно, и называть его слабой валютой неправильно.
Однако как же так? За доллар дают 2 белорусских рубля, 8 гривен - и 78 рублей российских. Это что ж, у нас так слабо с экономикой? Давайте разберемся?
Снова по ходу разговора я намеренно буду округлять и огрублять цифры для тех, кому интересно, но с математикой нелады
Низкая стоимость - благо для страны?
В 1960-х годах происходит экономическое чудо Японии. Страна, которая попала в жестко зависимое положение от США, начинает выдавать по 10-12% экономического роста. Т.е. производство в стране начинает расти на 10% в год.
Дело доходит до страшного. В США, в стране, где был налажен первый конвейер по производству автомобилей, где выпущен первый по-настоящему массовый автомобиль, в 1970-х годах каждая вторая легковая машины внезапно произведена в Японии. Японцы начали вытеснять американский бизнес из всех сфер.
И при этом японцы намеренно держали курс йены к доллару 1:360. лишь после скандала и американских угроз йена приблизилась к доллару. И чудо кончилось
Почему Россия держит рубль низким?
Да потому что наша экономика от этого процветает. Потому что низкий курс рубля позволяет нам выигрывать на мировой арене. И причин для этого целых 4:
- конкурентная позиция
- дополнительная прибыль
- усложнение импорта
- эффект мультипликатора
Конкурентная позиция выглядит так. Для добычи нефти или выплавки титановых пластин нужны затраты. У нас эти затраты идут в рублях. И затраты на зарплату 1 рабочего в 50000 рублей (неплохая такая зарплата) - это всего 640 долларов, или 7700 долларов США в год. Американский рабочий за такие деньги с дивана вставать не станет. Американцу надо платить 1000 долларов для обеспечения похожего уровня жизни. Да еще и прибыль надо получить. Вот и получается, что товары, произведенные американскими рабочими, стоят куда дороже, чем товары, произведенные рабочими российскими. А значит, их с куда большей охотой покупают. При этом если вдруг цена на товар какой-то упадет, то дорогое производство загнется, а наше производство будет продолжать работать. Потому что с зарплаты в 800 долларов американские рабочие уволятся, их завод закроется; а наш завод сможет работать дальше, забрав их покупателей, наняв новых рабочих, и даже увеличить им зарплату до 60000 рублей. То есть до 770 долларов. И все равно останется в плюсе. А там еще и другие расходы, кроме зарплат, так что все становится очень неконкурентным.
Дополнительная прибыль появляется за счет того, что мы заключаем контракты в долларах, но деньги считаем в рублях. Вот продает, скажем, Лукойл бочку нефти за 80 долларов. Баррель - это бочка, для тех, кто не знал. Так вот. Баррель нефти за 80 долларов - штука фиксированная. Но потом мы пересчитываем эту нефть в рубли, и получается, что мы продали эту бочку за 6240 рублей.
Дополнительная прибыль помогла нам в 2014 году. Как известно, после присоединения Крыма к России почти одновременно произошло два события - падение стоимости барреля нефти и падение курса рубля.
Так вот, нефть Urals в январе 2014 года стоила 107 долларов за баррель, а в декабре 57 долларов. При этом доллар 1 января стоил 32 рубля, а в декабре его цена доходила до 67 рублей. В итоге за бочку нефти в январе давали 3242 рубля, а в декабре 3819 рублей. Падение двух курсов сразу привело к тому, что для российского производителя даже выигрыш получался. Ну, или не слишком сильное падение доходов. Поэтому американские нефтяники в 2014 году плакали горькими слезами, арабские нефтяники рвали волосы на голове, а русские нефтяники посмеивались.
Усложнение импорта идет из-за того, что зарубежные товары становятся дорогими. Пользуясь курсом доллара в 2014 году, айфон за 1000 долларов в январе продавался за 32000 рублей, а в декабре ровно тот же айфон стоил 67000. И если айфон - штука в своем роде уникальная, то всякие польские яблоки и китайские утюги внезапно резко вздорожали. Как результат, стало возможно производить свои товары. Просто если раньше открыть производство русских утюгов или собрать русские яблочки было невыгодно, у импортеров цены были ниже, то после такого роста у нас появилась возможность создать по стране сотни новых производств.
Эффект мультипликатора - это когда один небольшой рост в одном месте ведет к дальнейшему росту. Вот, например, запустили у нас производство беговых дорожек. И доход у этого завода - миллион рублей в месяц. На сколько вырастет валовый продукт, ВВП России? На миллион?
Неправильно, на 1,5-1,8 миллиона. Потому что для работы предприятия нам нужно разное. Например, реклама, а значит, будет заказ на рекламные услуги. Вот вам +100000 к ВВП. Работники получают зарплату - и это деньги, которые они потратят на разные вещи, увеличивая доход других предприятий, а значит, и увеличивая ВВП. Будут корпоративы в кафе/ресторанах, будут командировки, а значит, траты на билеты и гостиницы. Но вернемся к рекламе. Появляются заказы на рекламу от этого завода, а значит, будут дополнительные зарплаты/премии у рекламщиков, и эти зарплаты рекламщики тоже будут тратить, увеличивая ВВП. Вот и получается, что создание нового предприятия ведет к росту доходов у самых разных людей, а при валюте более дешевой предприятия создаются активно. То есть нам всем от этого хорошо.
На этом месте должна быть схема мультипликатора, но я обещал не загружать вас математикой
***
Так что страна, заинтересованная в развитии своей экономики, будет держать относительно низкий курс своей валюты - просто потому, что она получает с этого массу выгод.