Найти в Дзене
Московские истории

Троллейбусы: "Если открыть все окна, получался троллейбус-кабриолет"

Читатель "Московских историй" Степаньян Сергей размышляет, имел ли номер "последний, случайный" троллейбус Булата Окуджавы и напоминает о когда-то ходивших по Москве троллейбусах "повышенной комфортности", умеющих превращаться в кабриолеты.

Манежная площадь. Троллейбус повышенной комфортности, 1956 - 1959 г. Источник https://photochronograph.ru.
Манежная площадь. Троллейбус повышенной комфортности, 1956 - 1959 г. Источник https://photochronograph.ru.

Хочу продолжить троллейбусную тему. На троллейбусе № 28 я ездил до Дворца пионеров на Ленинских горах со стороны Строительных улиц. А еще раньше, в детстве, любил троллейбус № 4, он тогда ходил еще от Преображенской до Калужской (Октябрьской площади). Бывали моменты, когда нас с братом с Преображенки везли в детский сад на улицу Димитрова (Большая Якиманка), а родители ехали на том же троллейбусе по своим школам. А чуть позже ездили на 41-м от площади Дзержинского (Лубянской) до Преображенки с бабушкой к ней в гости.

Еще хочу напомнить, что на ВДНХ были троллейбусы, но особенные ("троллейбусы повышенной комфортности") - у них окна открывались очень высоко, убираясь на крышу. Видимо, сделаны они были из оргстекла. Если все окна по борту открыть, то получался троллейбус-кабриолет. Какое-то время такие же троллейбусы ходили по 4-му маршруту, но их скоро заменили на более безопасные - окна не открывались так высоко.

В салоне троллейбуса повышенной комфортности, 1955 г. Источник: https://photochronograph.ru.
В салоне троллейбуса повышенной комфортности, 1955 г. Источник: https://photochronograph.ru.
В 1954 году была восстановлена Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Для обслуживания выставки была построена троллейбусная линия длиной 9,5 км. Первоначально здесь работали специальные троллейбусы МТБ-ВСХВ с несколько увеличенными окнами салона. В 1955 году был создан новый троллейбус - с окнами из пластика, которые открывались "заезжая" под скосы крыши, тоже прозрачные. В салоне было 32 сидячих места, на задней площадке находился огромный диван. Поручней не было, ведь в троллейбусе ездили только сидя. Изначально такие троллейбусы работали на выставочном маршруте, позже их стали использовать как маршрутные. (Источник: https://soviet-life.livejournal.com).

Говоря на эту тему, трудно не вспомнить Окуджаву: "Я в синий троллейбус сажусь на ходу, последний, случайный". А имел ли номер тот "последний, случайный"? Думаю, это был 39-й. Он ходил от Арбатской площади, по Арбату, пока его не сделали пешеходной улицей, в сторону Кутузовского проспекта.

Тролллейбус на Арбате, 1938 г. Автор: Э. Евзерихин.
Тролллейбус на Арбате, 1938 г. Автор: Э. Евзерихин.

А однажды, году в 1985-м, я прогуливался вечером по Садовому кольцу и увидел на Смоленской, что у троллейбуса № 39, который шел с Арбата, почти на самой площади выскочили из-под проводов "усы". Из троллейбуса выскочила молодая женщина и стала их пристраивать к проводам, но ей видно было непросто с ними справиться. Я ей помог и помахал ей ручкой на прощанье!

Еще о московских троллейбусах: "Мои троллейбусы (привет Окуджаве)", "Самый добрый водитель московского троллейбуса говорил с акцентом", «В троллейбусах можно было греться и целоваться».

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru