Предприниматели, у которых за спиной немаленькие компании, всерьёз считают, что кассовый разрыв — это такое временное несущественное явление. Можно переждать, найдётся способ закрыть.
❌ Порой даже первый кассовый разрыв приводит к закрытию фирмы.
Диагностика? Рассказываем для чего она
Представим, руководитель «сдюжил», смог закрыть кассовый разрыв. Но в причинах возникновения задолженностей не разобрался.
В итоге ситуация повторяется. Всё равно закрываются. Только с ещё большим минусом, чем было при первых тревожных сигналах.
Вы как руководитель набили оскомину и умеете:
- предвидеть зреющие проблемы в бюджете и обслуживании долга;
- принять предупредительные меры для предотвращения;
- проводить диагностику предприятия, чтобы понять причины проблем.
Однако в реальной жизни предприниматели расслабляются на этапе принятия мер. Предотвращение кассового разрыва — это как небольшая победа. Можно выдохнуть и успокоиться.
Последним действием (диагностикой) пренебрегают практически все компании. Сейчас вы увидите, что теряется из поля зрения руководителей.
Кассовый разрыв у всех уникален, но диагностируется одинаково
У каждой компании свой путь, по которому она пришла к кассовому разрыву. Ниже список наиболее распространенных причин кассовых разрывов.
💡 Даже если вы не сталкивались с такой ситуацией, взгляните на известные и распространённые причины гибели компаний. Не игнорируйте!
Фактически это правила ведения бизнеса. Их составили не для вашего испуга или дисциплины. Они призваны помогать избегать попадания в сложную ситуацию.
1. Нет прибыли по проектам
Проектов много: одни в плюсе, другие еле-еле выезжают.
☑️ Что делать? Ведите учёт финансов по каждому проекту так, чтобы вовремя отказываться от убыточных.
2. Сезонные убытки
Если у садового магазина осенью продажи сокращаются на 70%, то кто оплатит круглогодичные расходы и обязательства?
☑️ Что делать? Предусмотреть расходы уже весной, подготовиться. Считайте плановые расходы вне сезона, отложите заработанное в высокий сезон, то есть покройте разрыв заранее. С помощью финансовой модели сделать это очень просто.
3. Дебиторка растёт
Клиенты задерживают выплаты. Вы не хотите с ними сориться. А может и вовсе не контролируете, сколько всего там они должны. Например, доверились честному слову, давним знакомствам, обстоятельствам.
☑️ Что делать? Отслеживать динамику дебиторки по всей компании в целом, по каждому клиенту в отдельности. В КУБ24 мы используем настройки автоматической цепочки писем. Просто вежливое напоминание о неоплаченных счетах. Автоматически, разумеется.
4. Оборотных средств не хватает
Когда нет оплат поставщикам, они перестают отгружать товар. Без товара нет продаж. Прибыль сокращается. Денег не хватает, чтобы покрыть текущие расходы.
☑️ Что делать? Передоговариваться об отсрочке с поставщиками, поменять условия для клиентов и/или привлекать кредитные средства. Найти предельные сроки отсрочек от поставщиков и клиентам без кассового разрыва лучше с помощью инструментов автоматизации. У нас такие используются в программе «КУБ24. ФинДиректор».
5. Расширяем бизнес
Покупаем новое оборудование, завозим технику, открываем новую точку продаж, увеличиваем штат сотрудников — всё это отразится на бизнесе в первые месяцы. Если не просчитали, как именно изменятся цифры (только прикинули что будет, когда заработает всё по максимуму), то гарантированно столкнетесь с кассовым разрывом.
☑️ Что делать? Все плановые изменения вносить в автоматическую финансовую модель и смотреть на результат. Отказаться от идей, которые ставят всё предприятие под угрозу.
6. Нет платёжного календаря
Нет полной картины по обязательным платежам. То есть деньги тратятся на что-то не приоритетное, через 2 дня нужно оплатить поставщику, погасить часть кредита. В итоге остаёмся без товара с просрочкой по кредиту.
☑️ Что делать? Вносить операции по будущим оплатам в Платежный календарь. У нас в КУБ24 будущие оплаты формируется автоматически. Но многие работают вручную в Excel. Автоматизация позволит не тратить время на ручной ввод и вовремя получать представление о ближайших платежах поставщикам.
7. Непредвиденная ситуация
Что-то вышло из строя. Нужен дорогостоящий ремонт или полностью замена. У вас нет резерва на такую ситуацию. Никто в компании не понимает, какие платежи поставщикам можно сдвинуть, с какого клиента получить предоплату за скидку.
☑️ Что делать? Во-первых, вести Платежный календарь. Он покажет приоритетность платежей. Сразу понятно, кого подвинуть в сроках. Во вторых, в финансовой модели закладывать резерв на непредвиденные ситуации.
👉 Какая скидка не сведет сделку в минус — считаете в «КУБ24. ФинДиректор».
Проведите диагностику, чтобы кассовый разрыв не появлялся на вашем горизонте. Напишите в комментарии, что вы используете из списка в своей компании.