С XVII до середины XIX века японские граждане всех классов носили кимоно - простую одежду простого т-образного покроя, обмотанную на талии поясом оби. Небольшие предметы, такие как табак, трубка, кисть для письма, тушь — подвешивались на шнурах в различных коробочках под названием сагэмоно, специально созданных для этих вещей. Инро — коробочки для лекарств и печатей, состоящие из нескольких отделений, вложенных друг в друга.
Резные нэцкэ служили противовесом для инро и сагэмоно, висящих на шнуре на поясе. Первоначальное значение слова — «носить корень», но постепенно вместо просто обработанного кусочка дерева стали изготавливать резные фигурки.
Изначально носимые как часть мужского ансамбля кимоно мужчинами класса воинов, сагэмоно и нэцкэ развились как форма демонстративного потребления в культуре, навязывавшей жесткую четырехуровневую социальную систему с воинами на вершине, за которыми следовали фермеры, возделывавшие землю, ремесленники, создававшие материальные блага, и торговцы. Учитывая, что торговцы были зачастую лучше обеспечены, чем многие представители социально превосходящего военного класса, сагэмоно и нэцкэ позволяли торговцам демонстрировать свое богатство, не нарушая законы о роскоши, регулировавшие типы домов, которые они могли построить, или ткани, которые они могли носить. Сагэмоно и нэцкэ, часто сделанные из дорогих, редких материалов и имеющие подпись и печать резчика, были созданы не только как функциональные предметы, но и как маркеры достатка.
Около 80 процентов сохранившихся старинных нэцке были вырезаны из различных видов местного японского дерева: кипариса, вишни, черной хурмы, тиса, камфорного дерева, дзельквы (каменное дерево) и камелии. Сохранились также нэцкэ XVIII и XIX веков, сделанные из бивня слона и мамонта, коралла, ракушек, металлов, черного дерева, фарфора, перламутра и скорлупы орехов.
Резчики использовали различные темы для произведений: природа, мифы и сказки, исторические персонажи, маски, используемые в театральных представлениях, а также боги и демоны.
Другая широкая группа тем это любовные сцены, гротеск или пародии и сатирические изображения высших сословий, жанровые сценки. Из-за малого размера нэцкэ изображения непристойных или сатирических тем могли быть легко скрыты от военных властей.
В конце XIX века нэцкэ перешли от функциональных и модных аксессуаров к предметам искусства, популярным среди жителей Запада за их изысканную резьбу и миниатюрные размеры. После открытия японских портов для внешней торговли в 1854 году и последующего распространения официальной одежды в западном стиле кимоно отошло в рамки неформальной народной одежды. В конце XIX века нэцкэ перешли от функциональных и модных аксессуаров к предметам искусства, популярным среди жителей Запада за их изысканную резьбу и миниатюрные размеры. После открытия японских портов для внешней торговли в 1854 году и последующего распространения официальной одежды в западном стиле кимоно отошло в рамки неформальной народной одежды.
Резьба перестала быть необходимой атрибутикой, и спрос на нэцкэ снизился. Но с увеличением числа иностранцев, проживающих в Японии, рынок нэцкэ как предмета коллекционирования стал вновь расширяться. Например, русский ювелир Петер Карл Фаберже (1846–1920), был очарован нэцкэ и стал страстным коллекционером, писатель Максим Горький также коллекционировал эти предметы японского искусства.
Окимоно (置物) в буквальном переводе с японского означает «вещь, поставленная на обозрение». Это миниатюрных или средних размеров резная фигурка чаще всего из бивня слона или мамонта, дерева, бронзы, серебра. Они предназначались для украшения интерьера, и в этом их отличие от носимых на поясе нэцкэ, имеющих изначально утилитарную функцию.
В современной резьбе грань между нэцкэ и окимоно практически стёрта.
Больше не требуется придавать нэцкэ компактную форму с гладкой поверхностью, чтобы предотвратить повреждение ткани шелкового кимоно, или избегать выступающих деталей, чтобы избежать риска поломки во время ношения, современные резчики свободно используют новые материалы и необычные формы и силуэты в своей работе.
Но наличие одного функционального атрибута неизменно отличает нэцкэ от окимоно.
Одиночный шнур продевался через отверстие на одной стороне сагэмоно, затем через два отверстия химотоси в нэцкэ, затем через другую сторону сагэмоно и завязывался внизу. Декоративная бусина одзимэ скользила по шнуру между нэцкэ и сагэмоно, позволяя пользователю открывать и закрывать контейнер. Отверстия химотоси до сих пор отличают нэцкэ, которая фактически является миниатюрной скульптурой. Эта формальная деталь является данью уважения к истории и происхождению этого уникального жанра японской скульптуры, распространившегося по всему миру.
©Артюхова Татьяна
По материалам Metmuseum и British Museum, фото с сайта музеев (открытый источник)
Мы занимаемся резьбой по кости и графикой более 15 лет. В нашем блоге мы публикуем все о резьбе: техника, история, уроки композиции, видео из нашей мастерской о том, как мы вырезаем скульптуры из бивня мамонта. Подписывайтесь и узнайте больше об этом уникальном искусстве!
Смотрите видео из нашей мастерской о том, как мы работаем над скульптурой из бивня мамонта.