Готова пояснить за шашлыки, см. ниже.
Итак, мы целые две части учили ребенка отвечать на вопросы. И, ура, мы добились того, что ребенок использует в диалоге простые существительные, механически отвечает на некоторые вопросы. Теперь наша задача - сделать его ответы более сложными и осмысленными.
Сразу встал вопрос: а что хорошего в том, что ребенок отвечает как робот, иногда даже не понимая что он говорит. Отвечаю:
- это активизирует работу зон мозга, ответственных за диалог;
- это вырабатывает у ребенка правильное поведение - отвечать на вопросы;
- это стимулирует понимание речи.
Мой собственный опыт говорит, что лучше не пренебрегать такими упражнениями. Когда сыну было 3,5 года, он умел только просить и называть картинки, мы прошли с ним Часть 2, а потом нам дали место в саду и ездить на АБА-терапию стало ...неудобно. Логопед (без подготовки по АБА) заверил нас, что справится в одиночку, но ... спустя полгода ей мало что удалось. Женщина она была неглупая и честная, и в 4 года сплавила нас своему новому сотруднику, который занимался с детьми с СА и аутизмом по АБА с добавлением классических методик.
Саша ввела для сына визуальное расписание, и стала задавать ему ужасно много вопросов, подсказывая ответы. Через полгода мой ребенок уже отвечал на вопросы, а сейчас у него вполне сносная обращенная речь.
Теперь о методиках развития диалога. Они взяты из книжки "VB-MAPP", но добавлены и другие не описанные там упражнения.
Такт-блок. Если у ребенка СА, то, скорее всего, он выхватывает из вашей речи только какие-то куски, на этом уровне развития - существительные, глаголы и немножко прилагательные. Нам предстоит загрузить в ребенка всю грамматику русского языка, чтобы слова складывалось в фразы. Для начала: окончания мужского и женского рода, предлоги и падежные склонения, различия кто? и что?, времена глаголов, числительные и местоимения.
Подробно расписывать не буду, у меня есть отдельный файл по базовой грамматике:
Статья канала: Русский язык как иностранный
Также учим ребенка говорить предложениями, используя фразовый конструктор:
Статья канала: Как научить ребенка говорить фразами?
Также надо учиться ориентироваться во времени: утром, днем, вечером, ночью, вчера, сегодня, завтра.
Опираемся на картинки и по картинкам учим отвечать на вопросы: Кто? Где? Куда?, например: Где яблоко? Где часы?
Визуальное расписание 1. Обычно в это время логопед/родитель уже старается немножко пытается поговорить с ребенком на отвлеченные темы.
Как дела? (Хорошо)
На чем ты приехал?
На улице тело или холодно? и т.п.
Однако нормальный диалог о жизни пока невозможен технически. Одна из причин - память аутистов очень избирательна. Они запоминают только какие-то отдельные вещи, а не цепь событий. Поэтому мы составляем визуальное расписание. Я называю его "фоторепортажем".
Мы делаем фото повседневных рутин в жизни ребенка (я ходил в сад, я ел, я играл, я гулял), а потом показываем ему фото и просим рассказать о своем дне.
Интравербал. Задание Д. Берем 25 вопросов со словами кто? куда? где? когда? и также задаем с механическим заучиванием ответов на эти вопросы. Как минимум на 8 вопросов со словом где? ребенок должен ответить, не имея предмета перед глазами.
У логопеда это примерно такие стандартные вопросы, дома подстраивайтесь, я не телепат:
1.Кто привел тебя сюда?
2.Где сейчас мама/папа? (на работе, в магазине и т.п.)
3.Куда ты ходил утром? (В садик, гулять и т.п.)
4.Кто тебя подстриг?
5.Где ты гулял сегодня?
6.Где растут яблоки? (на дереве, на яблоне)
7.Где живет лиса? (и вообще любые животное, про которых ребенок знает)
8.Когда мы одеваем теплую одежду? (когда зима)
9.Когда мы собираем ягоды? (когда лето)
10.Когда снег тает? (когда весна)
11.Когда листья падают? (когда осень)
12.Кто друг... (имя книжного персонажа)?
13.Где твой рюкзак/ботинки?
14.Где ты живешь? (выучить адрес)
15. Кто продает еду (продавец, и вообще любые знакомые профессии).
16. Где продают еду? (в продуктовом магазине и вообще пройтись по магазинам).
17. Где солнце? (На небе)
Подсказывать можно!!! Но постепенно подсказка убирается.
У меня, у тебя. Очень полезное задание для развития диалога, здесь:
Статья канала: Загадочный интравербал: диалог для ребенка с РАС
Визуальное расписание 2. Когда визуальное расписание 1 усвоено, мы фотографируем уже не рутины, а просто события, например так...
Если мы едем к логопеду, я просто пересылаю ему подробное описание нашего дня по Вотсап. Потом наша задача постепенно сделать так, чтобы ребенок рассказывал все по наводящим вопросам, не глядя на картинки.
Для этого задания есть очень интересный вид подсказки, если ребенок молчит или эхолалиет, мы можем постоянно подсказывать и залипнем на подсказках. Можно специально подсказать неправильно: "Ты ел червяков?" "Ты ходил в цирк", "Ты одел скафандр?", наша цель вызвать возмущение ребенка и желание исправить нашу ошибку.
Брейн-ринг. Я уже о нем писала. Это 15 вопросов в день по разным темам с разными вопросительными словами. Там, где ребенок споткнулся, вы разбираете и вызубриваете тему.
Это задание выполняется строго без картинок, вопросы задаются вразнобой по разным темам. На таком задании мы сидели где-то месяц, и оно очень хорошо растормошило речь ребенка.
Я предлагаю вам универсальный конструктор для придумывания таких вопросов, но размещу его в комментах, т.к. Яндекс что-то стал ограничивать публикации с упражнениями. Я их не плагиачу, сама придумываю, но, говорят, ошибка робота.
В этой части я рассказала, как научить ребенка односложно отвечать на ваши вопросы, следующая будет про многосложные ответы, задавание вопросов и рассуждения.