Ежегодно мы празднуем день победы в ВОВ, и с каждым годом все чаще возникает вопрос: “Ну как же так получилось, что победитель сейчас живет хуже побежденного?”. К сожалению, история России не исчерпывается славной и героической победой 1945 года. Давайте попробуем разобраться что-же пошло не так.
Поражение в войне, потеря территорий, тотальная разруха и нищета. Начало послевоенных лет в Германии стали называть “нулевыми”, потому что некогда процветающая страна после поражения во Второй мировой войне осталась лежать в руинах, и ей пришлось начинать все с чистого листа.
Первый министр экономики и будущий канцлер Западной Германии Людвиг Эрхард вспоминал:
“В стране просто не было экономики как таковой. Все виды производства были разрушены, не работала инфраструктура, сами основы капитализма были подорваны”
Ко всему вышеперечисленному, Германия еще и находилась по уши в долгах. За девять лет (1935-1944) государство увеличило рост денежной массы в пять раз, что привело к росту внешнего долга. Германии предстояло выплатить $14 млрд по репарациям. В те годы один из журналов писал:
“Германия — это куча мусора, в которой копошатся 40 млн голодных немцев”
После освобождения от авторитарного гитлеровского режима, победившие страны поделили территорию Германии на зоны оккупации (Советскую, Британскую, Американскую и Французскую). Советская зона, ставшая ГДР, на многие годы выпала из капиталистической экономики. Западные же территории превратились в полигон для реформ.
Но перед тем, как перейти к самим реформам, нельзя не отметить тот факт, что западная Германия в 1948 году получила от США почти $1,5 млрд по программе помощи Европе после Второй мировой войны, так называемой “план Маршалла”. А общая помощь от Америки составила $3,872 млрд. Этот приток денег впоследствии помог проведению реформ. Оказав Европе материальную поддержку, Америка не прогадала, получив не только постоянного покупателя, но и союзника.
Одним из творцов возрождения Германии и стал Людвиг Эрхард, автор одной из самых эффективных экономических реформ, известной как “немецкое экономическое чудо”. Этот опыт интересен тем, что с начала реформ, Германии понадобилось всего около 8 лет, чтобы пройти путь от полной разрухи до лидерства в мировой экономике.
Подготовку к реформам осуществляла рабочая группа в рамках американской администрации. В борьбе с инфляцией оккупационные власти ввели запрет на рост цен. Но, сильно рискуя, Людвиг Эрхард перехватил инициативу и в 1948 году отменил контроль за ценами на большинство товаров, тем самым дав экономике необходимый глоток свободы. Но это не было “шоковой терапией”, 10% предписаний, всё-таки, сохранялись. Твердые цены на значимые производственные факторы, такие как уголь, чугун, сталь, газ, электроэнергию и удобрения, не повышались. Цены на основные продукты питания и квартплату, также были стабильны. Введение свободной рыночной экономики в послевоенной Германии было очень непростым решением, которое, в результате, сработало.
Но для свободного предпринимательства было необходимо еще одно важное условие — это валютная стабильность. Поэтому одним из самых ответственных мероприятий 1948 года стал ввод новой валюты - немецкой марки. Был установлен курс марки к доллару. Внешняя торговля была либерализирована. Денежная реформа готовилась в строжайшей секретности. Во-первых, чтобы исключить вмешательство СССР, во-вторых, чтобы не создавать паники среди населения. Но слухи о реформе все равно просочились, и вызвали истерию. Немцы начали скупать все подряд. В результате чего цены на черном рынке взлетели до астрономических высот.
Обменный курс старой рейхсмарки на новую носил конфискационный характер. На эту процедуру было выделено всего 20 дней. Причем каждый житель страны мог поменять строго фиксированную сумму денег. По истечении срока вся старая валюта либо обесценивалась, либо частично сохранялась в банках.
Такие жесткие меры обеспечили стабильный курс немецкой марки. Эрхарду удалось добиться равномерного распределения средств между различными слоями населения. До этого большая часть денежных средств была сосредоточена у небольшой группы богатых людей. После реформы сформировался широкий и устойчивый средний класс. Уже в 50-е годы немецкая марка стала одной из самых надежных валют мира, в которой стали хранить свои сбережения жители других стран.
Эрхард публично выступал против монополизма, поэтому далее последовали антимонопольные указы, согласно которым рыночная доля одной компании не могла превысить 33%, двух или трех 50%, а четырех и более 65%. Новые налоговые льготы вывели большинство компаний из теневого бизнеса. Важнейшей силой стал средний и мелкий бизнес, ставший “национальным достоянием”. А результаты всего этого говорят сами за себя. Уже в 1950 году производство в ФРГ достигло довоенного уровня, а к 1962 превзошла его в три раза.
Ну и, конечно-же, решающее значение в развитии промышленности ФРГ, сыграла поддержка науки, и создание новейших технологий. В период 60-х годов вливание в науку и конструкторские разработки возросли в 5 раз. Этому, в первую очередь, способствовали инвестиции США и Англии.
Период непрерывного экономического роста начиная с середины 50-х и до конца 60-х получил название “Немецкое экономическое чудо”.
Почему же в России с экономикой происходит такая беда, ведь есть же успешный опыт многих стран, не только Германии? Ответ, почему-то, напрашивается сам собой. Значит это кому-то невыгодно. У России нет позитивной предпринимательской этики. Власти рассматривают бизнес не как “национальное достояние”, а как средство для собственного обогащения. Российская экономика зажата в тисках монополистов.
В отличие от Германии, Россия имеет богатые сырьевые ресурсы. В этом плане у немцев не было выбора. Единственным путем к их процветанию было развитие промышленности. Германия проиграла войну, но смогла завоевать полмира сбытом своей продукции. У России этот выбор есть, но создавать всегда трудно, качать гораздо проще. Наша страна превратилась в сырьевой бункер, из которого вывозится все: газ, нефть, лес, металлы, зерно и прочее. Задачей российских реформ была приватизация сырьевых активов номенклатурой и возможность экспортировать сырье для обогащения элит. Создание эффективной экономики и рост благосостояния населения в эти задачи, к сожалению, не входило.
На замечание о том, что США помогла Германии деньгами, можно ответить следующее. Было подсчитано, что эта помощь принесла отдачу от $10 до $20 с каждого выданного доллара. С 1992 года под проведение реформ Россия привлекла внешние займы - около $60 млрд. На что пошли эти средства сложно сказать, поскольку значимых вложений в реальный сектор сделано не было.
Россия имеет огромные возможности для созидания по немецкому или китайскому опыту развития, если бы правительство действовало в интересах большинства, добиваясь благосостояния для всех. Но экономика России жестко подчинена узкой группе олигархов, сырьевых компаний и госбюрократии.