В предыдущей статье очень бурную реакцию вызвали вопросы почему мы не забрали бабушку Анну жить к себе или сами не переехали к ней, а бросили ее одну в горах на произвол судьбы, что бессердечно хотим устроить ее в дом престарелых.
Все мы знаем какие у нас отношения с нашим побратимом союзником Украиной. Видимо, поэтому местные жители относятся не толерантно к русским. На пути решения элементарных вопросов нам встречались неожиданные препятствия и преодолеть их было достаточно сложно, так как люди совсем не шли на встречу. Но мы с мамой не остановились, пока не дошли до сути и не довели все дела должным образом.
Лучше гор есть только горы!
Когда Украина еще входила в состав СССР мы предлагали бабушке переехать жить к нам в северную часть России - Республику Коми. Ей тогда исполнилось 57 лет и дед, отчим отца, был жив. Они искренне поблагодарили за заботу, но отказались покидать Родину. Бабушка представить и не могла, как можно бросить хозяйство и оставить дом.
После смерти дедушки, отец вновь попытался забрать ее, но она напрочь отказалась и попросила не возвращаться к этому вопросу. Мы до сих пор не знаем, что было истинным мотивом остаться на Родине: любовь к дому или неприязнь к русской невестке…
Отец был единственным сыном. Он осознавал, что помогать ей больше некому и на пенсию не прожить. Из года в год мы отправляли почтовые денежные переводы, летом навещали ее. Позже умер и папа, а мама также продолжала помогать бабушке, несмотря на то, как к ней относились.
Через тернии к звездам
Перед пандемией мы прилетели в Закарпатье на Юбилей. Нас она снова встречала холодно и даже насторожено. Зная ситуацию с мамой, я удивлялась и не переставала восхищаться, как ей удается вести себя мудро и обладать такой силой духа. Она закрывала глаза на все предубеждения бабушки и с чистым сердцем, всей любовью и уважением к старшему поколению встретилась с ней доброжелательно.
В то же время я заметила, что в глубине души она рада нас видеть, хочет открыться, и даже, как будто сдерживает себя насильно, но не может скрыть, как радость ликует в ее сердце, видя нас. Эта двойственность в поведении пробудила меня выяснить, что же движет ей, или может кто-либо ее настраивает против нас и зачем это делает? Более того, языковой барьер создавал дополнительные трудности поговорить искренне тет-а-тет…
Бабушка чувствовала себя все хуже и хуже, но стойко продолжала держать небольшое подворье.
Мы предложили ей переехать в дом престарелых в село Ясиня или оформить социального работника. Она выбрала остаться дома, даже в зимний период.
В Украине можно оформить социального работника после 80 лет. После Юбилея и согласования с бабушкой мы приступили собирать документы для подачи в Социальный дом. В первую очередь мама проверила документы на дом. На доме висела табличка с номером 81. В паспорте под адресом прописки значилась улица Косивчик, дом 76. Я еще с детства помню этот адрес и номер дома 76, так как часто писала бабушке письма. А вот в страховом документе был указан номер дома 41.
Мы отправилась в Сельский Совет прояснить ситуацию и уточнить почтовый адрес. Услышав русский язык, было очевидно, что нам совсем не рады там. Спустя несколько дней, пробиваясь с трудом, нас принял Исполняющий обязанности Главы. Он оказался добрым и очень отзывчивым человеком и с большим желанием пообещал разобраться с этим делом.
Выяснилось, что проводили переадресацию и дому был присвоен новый номер 81. Мы запросили учетный журнал или какой-либо другой документ, на основании которого они могут изменить бабушке прописку в паспорте. Только через несколько посещений нам вернули паспорт с новой пропиской.
Обман и воровство от близкого человека
С такой же преградой и неприязнью мы встретились и в Соцзащите, куда нас отправил директор социального дома. Сотрудники отказались предоставлять документы и тщательно расспрашивали кем является моя мама бабушке.
В ходе диалога выяснилось, что раньше приходил некий мужчина и оформлял субсидию в размере 4000-4500 гривен, так как бабушка имела Статус, живущей в горах. Субсидия выдавалась на возмещение затрат на дрова и электроэнергию. Этим человеком оказался сын покойного отчима отца Михайло Васильевич Мороз. В Сельсовете представил бабушку как его подопечную, но, к сожалению, ни одна выплата не попала ей в руки.
Вернувшись скорее в горы, мы все рассказали бабушке. Я увидела на ее лице слезы… Она закрыла ладонями лицо и опустила голову. В ее голосе звучало глубокое разочарование и досада. Я ощущала всю ее боль души, проживая с ней этот момент. Горы словно перестали дышать и искренне сострадали ей.
Я опустила ее правую ладонь, взяла за руку и прислонилась к ее груди. Тем временем, мама заваривала чай из горных трав. Спустя время, за столом бабушка открылась нам и рассказала историю за историей про Михайло, вытирая слезы.
Несколько лет назад он забрал у бабушки корову, чтобы за ней ухаживать, чтоб беречь ее здоровье. Пообещал ей приносить молоко, но с тех пор ни молока, ни корову она так и не увидела.
После Михайло забрал холодильник под предлогом починить, хотя по словам бабушки он был рабочим. Холодильник тоже она так и не увидела.
Михайло работал в лесничестве в горах. Изредка заглядывал к нашей бабушке. Она просила его заказать дрова и давала несколько накопленных пенсий. Он привозил кузов дров, без распилки стоимостью 6000 гривен. В то же время мы заказывали с распилом за 5000 гривен и объемом в два раза больше.
Бабушка попросила прощение, что встретила нас враждебно. Михайло убеждал ее, чтоб она отнеслась к нам с настороженностью, так как мы планируем неожиданно приехать и сдать ее в дурдом и отобрать дом. «Маскали, они такие. Их надо гнать» - говорил он.
Поэтому, чтоб хоть как-то помочь бабушке, он забрал у нее документы на дом и личный паспорт на хранение, про что я упоминала в прошлой статье, где только через полицию мы смогли вернуть бабушке документы.
Из года в год бабушка жила в страхе, что в один день мы внезапно приедем и насильно ее увезем…
Продолжение следует в 3 главе. Подписывайтесь на канал Santa Juli.
Начало истории здесь Одинокая жизнь на Карпатах не сломила силу духа. Глава 1
Какие ощущения и эмоции вызвал рассказ? Поделитесь в комментариях.