Найти тему
Подумалось мне часом

Князь Федор Ростиславич: "рыжий-красный, человек опасный"

Ярославль, безусловно, очень древний город. Более того – бесспорно, что это первый русский город на Волге и древнейший из существующих сегодня поволжских городов.

Однако первые века своего существования – это маленький пограничный город Ростово-Суздальской земли. Из-за этого о нем вспоминали достаточно редко, и в летописях он упоминался не часто.

Несмотря на это, в 1218 году образуется Ярославское княжество. Как это произошло, мы уже знаем: основатель удельного Ростовского княжества Константин Всеволодович разделил земли княжества между тремя сыновьями, и Ярославль получил второй сын, Всеволод, павший позже в битве на реке Сичь.

Первая ярославская династия пресеклась очень быстро – княжеством правили его дети Василий и Константин, после смерти которых наследников мужского пола не осталось. И ярославское княжество отошло малолетней дочери Василия Анастасии. Правда, на деле всем управляла ее мать Ксения.

Основателем же второй ярославской династии стал муж Анастасии, смоленский князь Федор Ростиславич Черный. Но это искажение, в источниках он был не Черный, а «Чермный», что означает не «черный», а, наоборот - «рыжий».

«Приезд Федора в Ярославль», 2-е клеймо иконы «Ярославские князья Федор, Давид и Константин в житии», XVI век. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Этот Федор полностью соответствовал поговорке «рыжий-красный – человек опасный».

Третий сын смоленского князя Ростислава Мстиславича – то есть из тех, кто в Европе получал острый меч, доброго коня и выпроваживался из дома. Вот и Федору пришлось жениться на ярославской княжне – но где маленький Ярославль и где Великое княжество Смоленское размером с несколько европейских государств?

Уже после рождения двух дочек и сына Михаила по какой-то надобности Федор уехал из Ярославля в Орду, где застрял надолго. По легенде, рыжему красавчику («чермный» можно перевести и как «рыжий» и как «красавец») благоволили ханша Джиджек-хатун и хан Менгу-Тимур. Они даже сватали за него свою дочь – это при живой жене!

Впрочем, это препятствие вскоре исчезло – покинутая мужем княгиня Анастасия неожиданно умирает. Федор попытался было вернуться в Ярославль, но не тут-то было. Вдовствующая княгиня Ксения решила, что шлявшихся невесть где бывших зятьев нам тут не надобно. Бояре возвели на престол ее малолетнего внука Михаила, а блудного папашку теща даже в ворота не пустила.

-2

«Неудачная попытка князя Федора вернуться в Ярославль». 4-е клеймо с иконы «Благоверные князья Федор, Давид и Константин, с житием в 36 клеймах». 1560-е годы. Ярославский музей-заповедник.

Федор о порушенной семье рыдать не стал, вернулся в Орду, женился на ханской дочери, получившей в крещении имя Анна, взял за ней богатое приданое и стал там жить-поживать, сыновей наживать. Нажил двоих – Давида и Константина.

Тут в отрочестве умирает его первенец Михаил.

И теперь уж Федор подвернувшуюся возможность упускать не стал. Рыжий эмигрант получил у хана ярлык на ярославское княжение – благо, другие претенденты отсутствовали - и триумфально вернулся в нелюбезный к чужаку город.

Так он стал полноценным князем, с землями и дружиной, и немедленно влез в большую политику. Биографию рыжий себе слепил богатую, с множеством приключений.

Был в ней и поход в составе ордынского войска против волжских булгар и кавказских ясов – будущих осетин, где ярославцы отличились при взятии яского города Дедяков. Во время этого похода он, кстати, и познакомился с третьим сыном Невского Андреем Александровичем. Два третьяка быстро нашли общий язык, подружились и дружбу эту пронесли через всю жизнь.

-3

Взятие Дедякова в 1278 году. Миниатюра из Лицевого летописного свода.

Жизнь тогда была нервной, и даже третьяки иногда добирались до престола. Вот и наш Федор Ростиславич после смерти братьев Глеба и Михаила в 1279 году получил Смоленское княжество. Вместе с Ярославлем это были уже очень серьезные земельные владения. Правда, и охотников на них хватало - 1285 году Смоленск безуспешно осаждал его племянник Роман Глебович.

В итоге Федору пришлось жить «на три дома» - по сообщению летописи, он пребывает то в Смоленске, то в Ярославле, то в Орде, где у него, сами понимаете, была масса знакомых и куча дел.

Но тут началась глобальная междоусобица между сыновьями Невского Дмитрием Александровичем и Андреем Александровичем в которой наш герой принял активнейшее участие – естественно, на стороне своего бывшего однополчанина.

Тут самое время вспомнить, что Андрея Александровича историк Карамзин аттестовал так: «Никто из князей Мономахова рода не сделал больше зла Отечеству, чем сей недостойный сын Невского».

И действительно – сколько раз они с Андреем наводили татар на Русь! В 1293 году Федор Ярославский был одним из активнейших участников «Дюденевой рати» - похода русских и татарских войск под предводительством золотоордынского полководца Тудана в Северо-Восточную Русь. Тогда они разорили и пограбили 14 городов, в том числе Владимир, Суздаль, Юрьев, Переславль, Дмитров, Москву, Коломну, Можайск, Волок…

Переславль-Залесский свергший брата с великого княжения Андрей тогда пожаловал старому другу, однако вскоре город пришлось отдать. Поверженный Дмитрий Александрович соглашался отказался от великого княжения только при условии возвращения ему Переславля. Раздосадованный Федор, оставшийся без награды, уходя, сжег город.

-4

«И сел после него брат его, князь Андрей Александрович, на великом княжении во Владимире». Миниатюра Лицевого свода

И вообще у Федора Ростиславича в жизни началась черная полоса. Пока он помогал другу добывать великое княжение, еще один племянник, — Александр Глебович — «берет лестью княжение смоленское». Федор попытался было отбить Смоленск обратно, но потерпел неудачу.

И эта неудача сломала его. Вернувшись в том же году в Ярославль, он, чувствуя приближение смерти, принимает схиму в Спасо-Преображенском монастыре. А сразу после пострижения велел вынести себя на монастырский двор, где собралось множество ярославцев – и несколько часов каялся перед народом во всех своих грехах, которых наделал богато: «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми».

Вот эта глубина предсмертного покаяния и явилась главным основанием последовавшей в XV веке канонизации князя Федора Ростиславича. Канонизированы церковью и оба его сына, они трое стали первыми ярославскими святыми.

-5

Икона с изображением Федора и сыновей, написанная вскоре после их канонизации.

Умирая, Федор даже не подозревал, что изгнание из Переславля убережет его детей от новой кровавой междоусобицы. Сын свергнутого Дмитрия Александровича по имени Иван еще при жизни Федора женился на дочери Дмитрия Борисовича ростовского. На другой дочери, будущей Анне Кашинской, женился молодой тверской князь Михаил Ярославич. А третью ростовскую княжну, двоюродную тем двум дочь Константина Борисовича Василису взял замуж наследник новообразованного московского княжества Юрий Данилович.

Через несколько лет бездетный Иван, умирая, отпишет доставшийся от отца Переславль москвичам. Это сильно возмутит еще живого старика, великого князя Владимирского Андрея Александровича, которого поддержит Михаил Тверской – и начнется долгое кровавое соперничество Москвы и Твери.

Но ярославские Федоровичи в нем, слава богу, принимать участия не будут. Ярославские князья после Федора в принципе в большую политику не лезли - по своей малости и незначительности.

____________
Это отрывок из моей книги об исторических регионах России "Царский титул в картинках". Книгу можно прочесть здесь -
https://author.today/reader/76682/604279