«Некоторые из Вас реформируют школы. Другие – церкви, третьи – государства. Но, если Вы одновременно не измените всего, что с этим связано, и, прежде всего, не измените себе – вы не продвинетесь дальше; появятся многочисленные проблемы, гораздо более серьёзные и опасные, чем предыдущие, и всё снова ввергнется в хаос».
Ян Амос Коменский, иногда называемый Комением, был скромным чешским теологом, педагогом-просветителем и философом XVII века. Он излагал свои принципы, исполненные непреходящей истины, более чем три века назад. Они взяты из той обширной работы, которой он посвятил все свои силы в последние годы жизни; в ней он обращается ко всему «человечеству, и в особенности к учёным, монахам и правителям Европы». Эта работа, Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, ясно освещает путь, ведущий к гармонии во всех человеческих взаимоотношениях; это, по мнению Коменского, дорога простоты и добровольной сознательности.
Ян Амос Коменский родился в семье члена религиозной Общины богемско-моравских, или чешских, братьев, в 1592 году, в местечке Нивнице близ города Угерский Брод (ныне Угерске-Градиште на Мораве). Его родители, простые крестьяне, умерли молодыми. Тётя присматривала за детьми, которые, однако, были почти полностью предоставлены самим себе. Коротая время, юный Коменский гулял на природе, открывая для себя красоту и гармонию. Он рос в библейской атмосфере. В братской начальной и латинской школе пользовались Библией, переведённой на чешский язык. Коменский был одарённым юношей. По окончании латинской школы Община чешских братьев направила его для подготовки к проповеднической деятельности в Гернборнский университет, основанный Вильгельмом Оранским; здесь он впервые познакомился с голландцами. Теология и литература стали его любимыми предметами. Вскоре размышление о Боге и мире вылились в первые написанные им книги. Педагогика заняла в них важное место. Его педагогические идеи приняли форму законов и правил. Он выдвинул два основных принципа, которым должно соответствовать хорошее обучение: развивать изучение родного языка народа и в то же время постигать основные знания. Так он связывал языковое обучение с общим развитием. Вернувшись в 1614 году в Общину, он начал писать универсальную энциклопедию на чешском языке. Его мысли об образовании заложили ту основу развития, которая в дальнейшем отозвалась во всем мире. Он стал создателем первого в мир иллюстрированного учебника.
Коменский долго работал в Польше, и в это время, он сделал наброски «Лабиринта мира и рая сердца» - удивительной смеси мистической теологии и аллегории, но всегда дающий практическое наставление: Вернись в Царство Божие. Он называет Лабиринт «книгой утешения» для всех людей, оказавшихся вне закона, странников и тех, кто сбился с пути. Он пишет на титульной странице: «Теперь в мире, где мы живём переполненном грехом, беспорядком, неуверенностью, страданием, ложью, мошенничеством, болью, антипатией и сомнениями, только тот, кто живёт с Богом, пребывает в мире и в истинной радости. Эта книга хочет показать путь, которым следует идти, чтобы покинуть лабиринт».
Ещё в молодости Коменский черпал вдохновение в Манифестах розенкрейцеров. В определённый момент переписки (приблизительно1620-1621 годы) Иоганн Валентин Андреэ передал Коменскому факел Света, и последнему открылась великая тайна непрерывного существования Совета Просветлённых. Фактически эта мысль была развита и сформулирована уже в Зове Братства Розенкрейца (1614). Это послание, написанное орденом Розы и Креста, предназначалось всем учёным и правителям Европы. Цель послания заключалась в полном преобразовании всего мира. Манифест также содержал классическое понятие истины, изложенное в документе, которое Братство розенкрейцеров защищало как самое великое своё достояние.
В 1651 году ему предоставляется возможность сделать то, к чему он шел всю свою жизнь, выступить в роли реального преобразователя учебного процесса. Даже по нашим временам 59 лет – немало. А в XVII веке – тем более.
Трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предлагает Яну провести в его владениях школьную реформу. Ученый радостно хватается за это предложение. Ради него он слагает с себя обязанности епископа протестантской общины Чешских Братьев (а делами церкви Амос занимался постоянно) и спешно пишет очередной труд – «Пансофическая школа». Пансофизм – от греческого слова «всезнание»
На принципах педагогики Коменского была – во всяком случае, формально – построена советская система среднего общего образования.
За три года до смерти, во время мирных переговоров в Бреде (Голландия), он предпринял энергичные действия, которые могли положить конец второй войне с Англией. Он написал «Ангел Мира» и даже вышел с ним к участникам переговоров. Этот акт – характеристика Коменского: он тщательно обдумал стиль, в котором его работа могла бы оказать наибольшее воздействие и выбрал правильный путь. Его послание предназначалось всему миру: «Ангел Мира обращается к английским и голландским полномочным представителям в Бреде, и оттуда ко всем христианам Европы, а также народам всего мира, чтобы они прекратили войны и подготовили путь истинному правителю Мира – Христу, который ныне желает объявить о мире всем народам».
Коменский завещал похоронить себя в маленькой церкви Валонской общины Наардена, что и было исполнено сразу после его смерти в ноябре 1670 года.
Незадолго до смерти Коменский закончил прекрасное произведение «Единственно необходимое» (Unum Necessearium), последнее воззвание «к миру, который тонет». Для того чтобы постичь суть жизни, человек должен оставить всё бесполезное и повернуться к искре вечного Света, чтобы стать истинным христианином. Требуется положить конец всем действиям, порождающим беспорядок и преграждающим путь к Богу, необходимо посвятить себя исключительно «единственно необходимому».
"Не перегружайте себя вещами, выходящими за рамки жизненно необходимых. Но довольствуйтесь тем немногим, что даёт вам покой, и благодарите Бога.
Если комфорт отсутствует, будьте довольны тем, что крайне необходимо.
Если вы лишены даже этого, ищите способ, как сохранить себя.
Если обстоятельства не позволяют и этого, оставьте себя, но положитесь на Господа. Имеющий Бога может обойтись вообще без всего. Ибо он обладает высшим благом и жизнью с Богом и в Боге. Что и есть конечная цель всех наших желаний.
Вернись туда откуда ты пришёл, в дом твоего сердца и закрой за собой дверь."
Из «Лабиринт мира и рай сердца»