Эксперты убеждены: факторинг уже «перерос» разряд альтернатив банковскому кредитованию для МСП, превратившись в полноценный инструмент для динамичного роста компании. Специально для NBJ рассказывает Павел Самиев, гендиректор аналитического центра «БизнесДром».
Рынок факторинга в прошлом году продемонстрировал высокие темпы роста. По оценкам рейтингового агентства НКР и Ассоциации факторинговых компаний (АФК), объём выплаченного факторингового финансирования в 2020 году увеличился на 24% по сравнению с предыдущим годом, превысив 3,8 трлн рублей, а общий портфель компаний вырос на 37%, до рекордных 1,1 трлн руб.
Обращает на себя внимание тот факт, что прирост факторингового рынка заметно опережает аналогичные показатели в сегменте банковского кредитования МСП. За прошлый год портфель банковских кредитов МСП вырос на 22% (до 5,8 трлн рублей), но вот объёмы новых выдач сократились на 2,2%, до 7,6 трлн рублей. То есть банки активно реструктурировали действующие кредиты МСП, но при этом «завинтили гайки» в плане предоставления новых. Более того, оценки агентства «Эксперт РА» свидетельствуют о том, что без учёта льготных кредитов с господдержкой объёмы кредитования МСП сократились бы на 22%.
«По расчётам НКР, в 2020 году доля активных МСП-клиентов составляла 2/3 всех клиентов факторинговой отрасли. Однако в совокупности клиенты МСП формируют менее 10% факторингового портфеля и выплат, впрочем, невысокая доля МСП характерна и для банковского кредитования, и для экономики в целом», – говорит Дмитрий Рышков, старший аналитик группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР.
Эксперты выделяют сразу несколько проблем, препятствующих более активному использованию факторинга компаниями МСП. Среди них низкая информированность предпринимателей об этом инструменте и, зачастую, недостаток качественной дебиторской задолженности. «Основная причина, сдерживающая развитие факторинга в сегменте малого бизнеса, в том, что не каждый малый бизнес располагает первоклассной дебиторской задолженностью, которую готовы «факторить» на рынке», – объясняет Владимир Тетерин, старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».
«Часто предприниматели думают, что факторинг не для них. А более половины клиентов, которые к нам обращаются, не до конца представляют все возможности факторинга», – рассказывает Леонид Корнилов, управляющий партнёр финтех-группы «Финбридж» (бренды Деньги сразу, Lemon.online). Эксперт подчёркивает, что компания в этой связи сознательно пошла на изменение своей бизнес-модели. «Мы «доращиваем» до банковского уровня тех клиентов, кто пока имеет мало шансов на привлечение финансирования от банков. МСП получают помощь в администрировании дебиторской задолженности, консультации по управлению финансами предприятия, инструменты для цифровой трансформации бизнеса», – рассказывает Леонид Корнилов.
По данным АФК, клиентами факторинговых компаний в конце прошлого года было около 10 тыс. юрлиц. При этом только около 6 тыс. из них относятся к сегменту МСП. Тем не менее, если за прошлый год число активных клиентов факторинга в целом выросло на 13%, то в сегменте МСП оно увеличилось сразу вдвое. «Я бы уже даже не называл факторинг альтернативным инструментом. Это целевое беззалоговое финансирование оборотного капитала, которое фактически незаменимо для растущей компании. Оптимистичные перспективы факторингового рынка подтверждаются двузначными темпами роста рынка на протяжении последних нескольких лет, и я полагаю, что рынок может продолжить развиваться более динамично, чем традиционное кредитование», – уверен Владимир Тетерин.
К такому инструменту, как факторинг, сегодня прибегают далеко не только торговые предприятия, как могло бы показаться. Более половины совокупного портфеля факторов сконцентрировано в трёх отраслях: химия и нефтехимия, производство машин и оборудования и добыча полезных ископаемых. При этом в первых двух из них рост превышал 65%, то есть портфель рос почти вдвое быстрее среднего по рынку.
«Отраслевых ограничений на рынке больше нет. Там, где поставка товара, работы, услуг и их оплата асинхронны – факторинг не только возможен, но и активно используется лидерами этих отраслей», – подтверждает Дмитрий Шевченко, исполнительный директор АФК.
В агентстве НКР полагают, что в 2021 году факторинг сохранит достаточно высокие темпы роста, сопоставимые с динамикой докризисного 2019 года. Прирост выплаченного финансирования в 2021 году замедлится незначительно – до 17–20%. При этом факторинговый портфель по итогам года может увеличиться на четверть и впервые преодолеть отметку в 1,3 трлн рублей.
Для сравнения: по прогнозу «Эксперт РА», объём выданных банковских кредитов субъектам МСП в 2021 году будет находиться примерно на уровне 2020-го и составит около 7,6 трлн рублей. Отметим, что этот прогноз учитывает сохранение некоторых мер государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса.
В плане мер господдержки факторинговый рынок заметно отстает от других сегментов финансового рынка, хотя сами его участники уверены, могут справиться с поддержанием роста и своими силами.
«Факторинг растет на 30–40% ежегодно с 2017 года. Необходимо поддерживать тех, кто нуждается, чей рынок стагнирует или растет темпами ниже ВВП», – говорит Дмитрий Шевченко.
Однако независимые эксперты полагают, что господдержка может оказать положительное влияние на рынок. «Пример господдержки кредитования МСБ показал, что она может стать катализатором роста сегмента, аналогичные программы для факторинга могли бы привлечь больше клиентов на рынок за счёт снижения стоимости факторинга. Даже несмотря на снижение ставок в 2020 году факторинг остаётся относительно дорогим продуктом в сравнении с льготными кредитами», – считает Дмитрий Рышков.