Месяц ильмень называют также перунем, грозовиком, заревом. Славяне посвящали его Громовержцу Ильму Сварожичу, а также Вышню-Перуну. Римляне назвали его июлем в честь Юлия Цезаря, русские же христиане и ведисты потом услышали в сём имени созвучие как с именем пророка Ильи, так и с именем Ильма Сварожича.
1–12 ильменя (23 июля — 3 августа). Двенадцать Нисхождений-Авег Вышня.
«Бог — един и множествен», сказано в «Книге Велеса» (Крынь 9:3). И Вышень-Всевышний являлся в разные эпохи множество раз. Ныне выделяют 12 главных Его ликов, двенадцать Авег-Нисхождений Всевышнего.
И сии 12 Авег почитают в течение первых 12 дней месяца ильменя.
1 ильменя почитают Вышня в образе Рыбы. В сём образе Всевышний явился как Род в Начале Времен и родил Вселенную.
2 ильменя почитают Вышня в образе Голубя. В сём образе Вышний явился Майе. И потом Майя и Вышний родили Крышня.
3 ильменя почитают Вышня в образе Быка. В сём образе Вышень явился в эпоху Индрика и породил Велеса-Вала а также Индру.
4 ильменя почитают Вышня в образе Коня. В сём образе Вышень являлся в эпоху Китаврула и породил Хорса и Велеса-Рамну.
5 ильменя почитают Вышня в образе Орла. В сём образе Вышень-Сварог породил Перуна.
6 ильменя почитают Вышня в образе Медведя. В сём образе Вышень-Велес породил Рось.
7 ильменя почитают Вышня в образе Лося. В сём образе Вышень-Святовит поддерживает Звёздное Небо.
8 ильменя почитают Вышня в образе Льва. В сём образе Вышень-Дажьбог порождает Коляду.
9 ильменя почитают Вышня в образе Вепря. В сём образе Вышень-Коляда порождает Радогоста.
10 ильменя почитают Вышня в образе Волка. В сём образе Вышень-Купала порождает Аса-Купалича.
11 ильменя почитают Вышня в образе Дракона. В сём образе Вышень-Перун попирал Скипера-зверя, Черноморского Змея. Родил Дажьбога.
12 ильменя почитают Вышня в образе Овна. В сём образе Вышний являлся миру как Бус Белояр. Родил Бояна.
В каждый из сих дней также рассказывалось о деяниях Вышня, о том как являлись миру и иные его лики.
Так, например, 2 ильменя, рассказывая о Вышне и Майе, говорили также о Вышне-Дажьбоге и Майе Златогорке, дочери Святогора. И о всех дочерях Святогора и Плеяны. Вышень тогда являлся в образе Голубя, а Майя а образе Голубицы. Голубками являлись и все сестры Плеянки*.
Так, рассказывая о явлении Вышня в образе Быка, говорили и о еретическом замещении сего образа образом Козы Седыя, имеющим иной смысл. Те, кто делал сие замещение (в венедских и варяжских землях), дошли до того, что стали подносить сему лику кровавые и даже человеческие жертвы.
Они в сей день бросали жребий о том, кто должен быть принесён в жертву Дыю и Вию (либо даже Перуну-Перкунасу). Сии обычаи были занесены и в Киев после варяжского завоевания. Такие жертвы приносились и по велению князя Владимира Святославича, будущего крестителя Руси.
Большой праздник у русичей считался также 6 ильменя, когда почитали Вышня-Велеса. Этот день до недавнего времени носил также имя Зажинки, ибо в сей день начинали жать. И первый сноп почитался самим Велесом.
По другой традиции, жать начинали на следующий, Святовитов день (7 июля), ибо Святовит стал третьим ликом Триглава и встал на место Снопа-Велеса.
Жатва продолжалась до 11 ильменя, до Перунова дня. Говорили: «Первый колосок — Велесов, последний — Перуну в бороду».
Перунов день в ильмене особо почитался славянами и потому о нём нужно рассказать особо.
11 ильменя (2 августа). Перунов день. Перуново Свято.
Через Сед-мериду 21 кресеня в год Воскресения Буса проходила a-Льва.
В Перуново Свято Громовержец побеждает своего соперника — Морского Царя Черномора, который задумал увести у него Диву. Черноморского Змея бог Перун низвергает на морское дно.
Также он враждует с Велесом, не устоявшим перед красотой Дивы. Гремят грозы, сверкают молнии — это Громовержец гонит по небу Черноморского Змея и Велеса. Громыхает его колесница, сверкают в руках разгневанного бога молнии.
Но вот за первыми ударами грома полил дождь на жаждущую землю, и в сполохах зарниц началась свадьба Перуна и Дивы. Дива поет Перуну:
— Пойдём, Перун, погуляем
Над полями и над лесами!
Ты с грозой пройдёшь, а я — с молнией!
Ты ударишь грозой, а я — выпалю!
Пойдём, Перун, погуляем
Над полями и над лесами!
Ты с дождём пойдёшь, а я — с милостью,
Ты — водой польёшь, а я — выращу...
Огнищане в эту пору со страхом смотрели на небо, поскольку урожай уже созрел и теперь сильный ливень, град либо молния могли разорить земледельца. Дабы не прогневить Громовержца, в Перуново Свято не работали в поле, не косили и не убирали сена. Верующие сходились в храмы, дабы умилостивить грозного бога дарами.
В Вятской губернии до недавнего времени в этот день приносили в церковь Илье-пророку ногу барана, пчелиный мёд, пиво, колосья ржи и зелёный горох. Вятичи, потомки Вятки сына Богумира, придерживавшиеся венедской традиции, быка закалывали Велесу, а барана — Перуну.
В «Книге Велеса» говорится о том, что в варяжских землях в особых случаях, перед войной, приносили богу Перкунасу также человеческие жертвы (преступников, рабов, пленных, иноверцев).
Новгородские жрецы проклинали варяжских жрецов, свершавших это. Варягами этот обычай был перенесён и в завоёванный ими Киев при князьях Игоре и Олеге.
Но собственно русская (ясуньская) традиция отвергала такие жертвы: «Боги русские не берут ни жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зёрна, молоко, питную сурью, на травах забродившую, и мёд, и никогда живую птицу, рыб. И это варяги и эллины дают богам жертву иную и страшную — человеческую. Мы же не желали делать это, так как мы сами — Дажьбоговы внуки и не стремились красться по стопам чужеземцев» (Троян, Пров:3).
12 ильменя (3 августа). Бусов день. Бусово Свято.
Бус Белояр был последним, 12-м Вышнем прошлого Коло Сварога. Его явление, жизнь и уход завершили прошлое Коло Сварога, продолжавшееся 27 тысяч лет. И в то же время он был первым Вышнем Нового Коло.
Следующие за ним учителя — Бус Ладень, Бус Купалень, Бус Кресень и Бус Велесень являют учение Вед в Лютую эпоху, и они готовят приход новой эпохи Вышня.
13–21 ильменя (4–12 августа). Майя Златогорка и Дажьбог.
Около семи тысяч лет назад, на рубеже эпохи Купалы и Лады (Близнецов и Тельца), встретил Дажьбог могучую воительницу Майю Златогорку и женился на ней. Об этом русичи вспоминали 13 ильменя, в день свадьбы дочери Святогора и сына Перуна, воплощениях Вышня и Майи.
На следующий день, 14 ильменя, в день Тарха, в славянских храмах поминали жизнь Майи Златогорки и Дажьбога. И поминали первую их дочь Илу. В этот же день поминали и историю Бармы, Тарусы и Чурилы. Вспоминали о Боде, сыне Тарусы и Чурилы, который стал мужем Илы.
А 15 ильменя (6 августа) рассказывали о боге Боре, сыне Бода и Илы. Он женился на Урине и стал потом основателем лунной династии, к коей принадлежали Кришна, Заратуштра и Христос.
16 ильменя (7 августа) Майя Златогорка ложится в каменный гроб, оставленный Кащеем в Святых горах. И уходит в царство Вия. Дажьбог получает от Златогорки волшебный меч и знание. Это день Пред-Успения.
И тогда 17 ильменя (8 августа) Дажьбог идёт в царство Вия и берет волшебное кольцо, которое оживляет и исцеляет Майю. Но Майя была возвращена в Явь только для того, чтобы родить Овсеня и Коляду.
18 ильменя (9 августа) Дажьбог садится на корабль и уезжает на Север. Там его заковывает во льды Кащей. День аскезы и сна Дажьбога. И в этот же день Майя рождает Коляду и Овсеня. И потому в эти дни радуются на небе и земле. И потом она опять сходит в Навь. И потом Коляда побеждает демонов и освобождает Дажьбога из льдов.
19 ильменя (10 августа) Дажьбог изменяет свой путь. После ухода Майи в Навь он женится на Марене, ибо видит в ней Майю.
20 ильменя (11 августа) является Кащей и уводит у Дажьбога Марену. В сей день можно ждать ранних, утренних заморозков. Крестьяне молят: «Господи, пронеси Кащеюшку мороком!»
А 21 ильменя (12 августа), когда Сед-мериду пересекает a-Пегаса, Дажьбог бросается в погоню за похитителем. Но ему преграждает путь сама Марена. Она обманывает Дажьбога и трижды преподносит ему чашу с вином. В это же время Сед-мериду пересекает созвездие Чаши. Также славянские волхвы полагали, что это та же чаша, что отравила Велеса. Но это же есть и Чаша Посвящения. Выпивший сию чашу становился жертвой, он умирал. Но также и возрождался, преображался. Преподнесённая Марей или Дыем чаша была символом Посвящения во Власть. Это чаша власти над миром.
И это Чаша Служения, Чаша Миссии. Она равнозначна Камню Алатырю, который служит посредником между Явью и Навью.
16–23 ильменя (7–14 августа). Томина — Ас Купалич и Помана. Чаша Велеса.
В эти дни, когда Сед-мериду пересекает созвездие Чаши, вспоминают о том, как Поману поил из сей чаши сам Старец-Смерть. Так она вкусила смерть и ушла в Навь, куда её перенёс Пан. Он украл её и унёс в царство Смерти, чтобы она не досталась Томине, и для того, чтобы она там встретилась с сыном Лютоней, или Лютом, богом войны.
Но потом Томина с помощью волшебной дудочки Крышня победил Пана и выручил Поману из заточения. Лютоню Томина усыновил, и также у него и Поманы родился второй сын, Этруск. И он же забрал с собой волшебную чашу, а смертельный змеиный яд, который содержала та чаша, стал целебным зельем.
Потому в сии дни почитают Томину, бога целительства. Также почитают и сына Томины и Поманы, прародителя Этруска.
22 ильменя (13 августа). Предпразднество Спаса Медового.
В предпразднество Спаса Медового продолжали поминать значение чаши Вышня, Дажьбога, Велеса и Томины. Её сравнивали и с камнем Алатырем, и с Ирийским Древом, и с источником Сурьи-Вед.
И этот же день издревле почитался Происхожденьевым днём в Московской Руси. Вспоминали и то, как при основании Москвы Моск Святоярич пил мёд-сурину (Лют. II, 6:8).
23 ильменя (14 августа). Медовый Спас. Крещение Руси (988 год).
Спас, то есть Спаситель, по славянской ведической традиции — это древнее имя Дажьбога. Но имя праздника имеет и иной смысл — спасение Дажьбога Небесным Отцом. Так же как был спасён Дажьбог, так же будут спасены и его внуки — русские люди.
В эти дни вспоминали о том, как Марена обрызнула Дажьбога заколдованной водою либо напоила его медом с волшебными травами — и так превратила в Златорогого Оленя. Обратила же его обратно только после того, как Перун пригрозил испепелить её молнией.
И не случайно именно в сей день Владимир крестил Русь в 988 году, ибо разумел напоить вином новый веры, вином Марии-Марены, русичей, внуков Дажьбога.
Огнищане на Медовый Спас приступали к уборке ржи и жита. Начинали заготавливать малину.
Пчёлы в эту пору уже не носят медовой взятки, и потому пасечники подрезали соты. Пчеловоды освящали собранный мёд, угощались, готовили медовые пироги и пряники, медовые напитки.
Тогда полагали, что мёд защищает от Смерти-Марены, способствует долголетию. Также от козней Марены защищались маком. Верили, что если осыпать дом маком, то все её чары минуют этот дом. Также в этот день молились у источников, святили воду.
По лесам в день Медового Спаса бродит Златорогий Олень — это Тарх Дажьбог, обернутый Мареной. Как только Олень обмочит копыто в воде, вода становится студёной.
Не стучит, не гремит копытами,
А калёной стрелою летит Олень!
У Оленя копыта серебряные,
У Оленя рога красна золота!
— Ты куда летишь, молодой Олень?
— Я бегу, я лечу ко речной воде...
Нужно в воду Оленю копытом ступить,
Тем копытом серебряным воду студить!
24–28 ильменя (15–19 августа). Велес и Ясуня.
В эти дни заметен первый восход Сириуса (звезды Зорицы, или Велеса-Асиры) перед утренней зарёй.
В сии дни вспоминаются предания о Велесе и Ясуне. Вспоминается об их отношениях, о борьбе и примирении с Дажьбогом, внуком Велеса.
24 ильменя вспоминали о том, что Велес также пил из чаши Вышня, как и Дажьбог. И о том, что он пил из чаши Дыя. И в этот день начинали заготавливать сено, потому сей день почитался днём Велеса-сеновала.
25–27 ильменя вспоминали о том, как спасали Дажьбога, Велеса и Перуна.
25-го почитали Стрибога-вихревея, который вместе с Велесом вызволял Перуна из плена. Посвистов-день.
26 ильменя, как и 26 бересеня, почитали Азову-Ясуню, которая спустилась в царство Вия, чтобы спасти Велеса, подобно тому, как спускался в царство Вия сам Дажьбог, чтобы спасти Златогорку. И потому и Велес, и Майя почитались Снопами, Третьими ликами Триглава. И Велес и Майя почитались покровителями жатвы, им посвящали последний Сноп на поле.
26 ильменя был днём Майи-Снопа (Азовы-Снопа). А 27 ильменя — днём Велеса-Снопа, Велеса-житника.
28 ильменя (19 августа). Яблочный Спас (Второй).
Второй раз Дажьбог был спасён птицей Гамаюн в то время, когда он направлялся в Навь биться с Велесом, а потом с Вием, потом с Велесом и вызволять украденных коров, либо Диву-Додолу.По древнейшей традиции, после противостояния Дажьбог и Велес побратались, ибо Дажьбог был внуком Велеса, а с Вием борьба была непримиримой.
Тогда Буря-Яга оборачивалась яблоней и вставала на пути Дажьбога. Если бы Дажьбог отведал яблок Бури-Яги, то он бы погиб, но Дажьбога предупредила птица Гамаюн. Гамаюн стала служить не только Велесу, но также и внуку его (через Рось), она стала птицей Дажьбога.
До этого времени запрещается есть яблоки. Раньше верили, что в Ирии детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Велес и Ясуня раздают яблоки. А тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Потому многие взрослые, у которых дети умерли, до второго Спаса считали за грех съесть яблоко. После яблочного Спаса начинается сбор яблок и запрет снимается.
29 ильменя (20 августа). Отдание праздника Яблочного Спаса.
В сей день после запрета устраивали яблочный пир. Ели и сами яблоки, и варенья из яблок, и пироги яблочные.
30 ильменя (21 августа). День Стрибога-ветрогона. Подагов-день.
В сей день любили повторять: «Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету».
В этот день почитали Стрибога, который, cогласно «Книге Велеса», «ветрами ярится по земле», а также вместе с Перуном «громами и молниями повелевает». Вспоминали о том, как Стрибог помогал Перуну и Хорсу в борьбе с Скипером-зверем и Месяцем.
Особенно почитали бога ветров моряки, они приносили богатые жертвы в храм Стрибога (самый почитаемый храм располагался на острове Березань, в устье Днепра).
Стрибог повелевает ветрами — Посвистом, Подагой, Погодой. Посвист — старший ветер, бог бури, живёт в горах на севере. Подага — жаркий, иссушающий ветер, живёт в пустынях на юге. Погода — тёплый, лёгкий ветерок, а также бог приятной погоды. Иные ветры зовутся — Сиверко, Южный, Западный и Восточный (ветры, связанные со сторонами света), а также — Полуденник, Полуночник.
Есть и ветры, живущие в определенных землях и имеющие местные имена (например, Баргузин на Байкале). Волхвы, к которым обращались моряки перед выходом в море, произносили заклинания и называли каждый ветер по имени. Таким образом они заговаривали бурю.
31 ильменя (22 августа). Стрибожьи внуки и Плеянки-голубки. Поминовение погибших у Троянова вала. Поминовение князя Вахрамея (276–294).
В сей последний день месяца ильменя, посвящённого богам Перуну и Ильму, поминали погибших в битвах.
И читали тексты из «Книги Велеса» (Троян IV, 8:4) о поминовении погибших у Троянова вала: «И они на прямом пути к тризне полегли. И Стрибоговы внуки пляшут над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают на жертвенных ступенях. И девоньки-голубки так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли нашей, не отдадим её ни варягам, ни грекам».
Здесь говорится об осеннем Радогоще (7–8 ноября), о зимнем поминовении в последний день месяца лютеня.
А также здесь же говорится о поминовении летнем, когда пращуров поминают Стрибоговы внуки (30 ильменя — День Стрибога) и девоньки-голубки, то есть дивы-вилы, Плеянки-голубки (с 1 святовита начинается месяц, посвящённый Плеядам-Плеянкам и самой Майе Златогорке, дочери Плеяны и Святогора).
Также в этот день поминали и проклятого от богов князя ариев Вахрамея II из династии Саксаниянской, убитого в сей день сыном Морияром, согласно «Ярилиной книге» (Вахр. 6). Дата вычислена по упоминанию затмения Солнца, состоявшегося 7 сентября 294 года через две недели после убийства Вахрамея при тёмной луне.
Тризна по Вахрамею, проводящаяся для умилостливания лунных богов войны, включена по воле князя Дажень-яра в круг семи тризн. Поминовение впервые было исполнено волхвом Сварьяном.
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке) . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .
* * *