Найти тему

Римский скульптурный портрет 1

Зародившись в недрах этрусской культуры, обогатившийся эллинизмом Римская цивилизация родила такой уровень искусства, который смогли повторить только через тысячу лет после падения империи. Сегодня поговорим о скульптурном портрете. Повторюсь - для меня высшим пиком мастерства художника является скульптура. Тело, воспроизведенное в мраморе и не позволяющее сделать ошибку в обработке. На камне нельзя замазать, переплавить, выкинуть испорченный холст и начать сначала. Камень дорог и капризен.

Мы проходим мимо, часто не вглядываясь в мраморные лица, но сегодня давайте остановимся именно на них.

Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря. Маски изготавливались из воска, бронзы, терракота и в случае смерти её несли в погребальной процессии. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что человек должен быть красивым), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом.

-2
-3
-4
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э. — периода Римской Республики. К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство. Более ранних произведений не сохранилось, да и поздние крайне немногочисленны по сравнению с работами периода Империи.
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э. — периода Римской Республики. К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство. Более ранних произведений не сохранилось, да и поздние крайне немногочисленны по сравнению с работами периода Империи.

Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Важной причиной стал переломный период римской истории, когда отдельные персоны стали играть значительную роль, а Республика сменилась диктатурой. Веризм — термин, который употребляют в отношении реализма, переходящего в натурализм, свойственного римским портретам конца Республики. Это максимальный всплеск натурализма в римском портрете; многочисленны правдивые портреты стариков, часто уродливых.

-6