Найти в Дзене
Юлия Вельбой

Московские цены

Видно, что женщины эти бедные. Я бедность не по одежде определяю, а по общей неухоженности: по волосам тусклым, сероватым, по вялой коже лица. У них однообразное, скудное питание, организму не хватает витаминов и микроэлементов; малоподвижный, нездоровый образ жизни.

Это я зашла в швейную мастерскую – впервые в Москве обращаюсь за такой услугой. Нужно было брюки зашить в двух местах, каждый шов примерно 10 см. Я сама наметила, где строчку проложить, никаких примерок и намёток делать было не надо.

Скорее, даже не ателье, а небольшая комната в торговом центре. Там работают две женщины, и вижу я, что работы у них нет. Как я это поняла? Сама работала в ателье и примерно представляю себе тамошнюю обстановку. Когда идет поток заказов, столы завалены вещами, они висят на тремпелях, на манекенах, на всевозможных перекладинах, всё кругом в тряпках, пол в нитках - некогда подмести, повсюду валяются обрезки ткани. На тебе самой текстильная пыль и нитки, запутавшиеся в волосах; пахнет горячим утюгом.

Так вот, в комнатке этой было чисто-голо, будто там не шитьем занимаются, а на посиделки пришли. Швеи сидели, сложа руки, и кушали печеньки. При виде меня нехотя повернули головы. Я сказала: «Здравствуйте, можно»? Они молча кивнули. Никто из них не встал, не подошел ко мне. «У меня ремонт брюк», - говорю. Смотрят издалека.

Может, я не по адресу? Может, здесь не швейная мастерская, а чья-то квартира, и я вломилась незваным гостем? Выкладываю брюки на стол, одна из женщин подходит ко мне, будто делает одолжение. Начинаю ей объяснять, что мне нужно, она не смотрит и не слушает. Когда я закончила свою речь, женщина подзывает свою напарницу, и вдвоем они начинают крутить-вертеть мои брюки и обсуждать между собой, какой у них плохой крой.

Я молча жду. На меня когда-нибудь обратят внимание? Наконец, та, что постарше, говорит: «600 рублей». Тут, видимо, в лице моем что-то изменилось, потому что она добавляет поспешно: «Ну а что вы хотите? Вы же поймите, чтобы нам вот здесь прошить, это нужно заправить оверлок…». Дальше я слушать не стала. Если для швеи проблема заправить оверлок, от нее надо уходить. Если бы я не знала, что оверлок заправляется за одну секунду, может, меня бы проняли ее речи. Особенно, если бы я не знала, что на два этих шва нужно потратить 20 минут рабочего времени: 10 на один шов, и 10 - на второй.

То есть, человек за 20 минут хочет заработать 600. Получается, в час его заработок составляет 1800 – неплохо! Но эти брюки всего стоят 600, я их хотела доносить весну и выкинуть. Теперь придется просто выкинуть, так как машинки у меня под рукой нет. Ладно, не жалко, я их купила, еще когда гастарбайтером была. У меня остался вопрос: кого, каких клиентов ждут эти женщины, сидя в богом забытой мастерской на окраине Москвы? Неужели к ним ходят богачи с порванными джинсами за 200 тысяч? Сколько прохожу мимо их конторки, никогда в ней клиентов не видела.