Начало в статье «Волшебный полет группы "Space"»
Успех альбома "Magic Fly", который в один момент принес больше денег и славы чем все, что делал Дидье на протяжении четырёх лет, очень сильно повысил самооценку музыканта. Конечно, его мажорский имидж и тень влиятельной семьи, все время маячившая за спиной, не могли его не тяготить. В одном из своих многочисленных интервью он высказался по этому поводу так.
"Априори, можно было бы подумать, что огромные двери откроются передо мной ради удовольствия для моего отца, моих дядей, моих кузенов и кузин, — говорит он. — Но это вовсе не так! На меня смотрели с волнением. После нескольких лет попыток я взял псевдоним. Успех группы Space показал, что я ничем не был обязан моей семье".
Это почти правда, если не принимать во внимание то, что не так давно рассказал о создании самого успешного альбома Space ещё один ключевой участник проекта - Ролан Романелли (Roland Romanelli), которые долгие годы отмалчивался о своей работе в группе, и даже исключил всякое упоминание о ней из своего портфолио на персональном сайте.
Дидье Маруани как-то пришёл к Жану Мюзи (известный композитор и аранжировщик. Прим.Автора) и спросил его «У меня есть мелодия, не хотите ли вы сделать из нее демо?»
Я никогда не мыслю в рамках демо-версий, я всегда считаю то, что я делаю, окончательным. Я был тогда был на сессии с Жаном Мюзи в студии Des Dames. Он сказал мне: «Ролан, у меня нет на это времени. Сделай мне приятное, займись этим» Я иду к Дидье Маруани, он играет для меня эту тему, говоря мне, что это предназначено для программы об НЛО. Я не представлял, что с ней делать, но мне нужно было что-то найти! Поскольку тема была очень короткой, я должен был представить себе мост, и в итоге песня длилась три минуты. Это был знаменитый «Волшебный Полет». Ровно то, что мы слышим на диске - это та самая демо-версия! И снова мне не заплатили.
Через месяц я слышу мелодию по радио, это был позывной программы. В тот же день я снова слышу это название. Затем на следующий день и несколько раз в день. Я не понял ...
Дидье Маруани звонит мне: «Демо, которое ты сделал, жжот огнем Божьим! Мы должны записать альбом». Итак, мы записали альбом« Magic Fly , это заняло у нас два или три дня. Мы ничего не подписывали, и когда дело дошло до заключения контракта, Дидье сказал мне: «Я указываю тебя аранжировщиком всех композиций... кроме Magic Fly. »
По всему миру было продано 8 миллионов альбомов! Получили чек на полтора миллиарда! - (старыми франками). И я коснулся 150 кирпичей ("кирпич" - сто тысяч). Но рядом с полутора миллиардами это было в десять раз меньше, это было несправедливо. И тогда я сказал: «Я ухожу!»
Мне сказали: «Если ты остановишься, это будет катастрофа!»
Тем более, что на записи я был совсем один. Потом за барабаны пришел Джо Хаммер, но на первом альбоме я был совсем один! Они настаивали: «Сколько ты, хочешь за сеанс?» Там я сказал первое что пришло в голиву: «Кирпич!» Для трехчасового сеанса. "Ничего страшного !" Мы выпустили три или четыре альбома, и я выручил.»
Всегда занятно послушать другую точку зрения, не правда ли? Надо сказать, аналогичные претензии о неправедном разделе добычи предъявляли партнеры и Марку Серрону. Но интересно другое. А почему собственно Романелли метнулся на помощь Маруани, даже не спросив про деньги? В интернетах мне попадались домыслы о том, что они были друзьями, или сокурсниками по консерватории, но это не так.
Ролан старше Дидье на шесть лет и начал свою музыкальную карьеру гораздо раньше. Однако, практически вся она была связана… с дядюшками Дидье, вернее с теми артистами, делами которых они занимались. Вообще, для французов, Ролан Романелли ,в первую очередь, аккомпаниатор и партнер легендарной певицы Барбары, к карьере которой дядюшки Жильбер и Шарли Маруани имели самое непосредственное отношение. Так что для Романелли молодой Маруани входил в круг людей, по отношению к которым обычно руководствуются принципом "свои люди - сочтемся".
В любом случае, факт остается фактом - на начало 1977 года Дидье Маруани вообще не имел никакого серьезного опыта студийной работы и музыкальной аранжировки, поскольку на его сольных альбомах этими вопросами всегда занимались другие люди.
Итак, после такого многообещающего старта Илиеско и Маруани решили расширить проект до постоянного состава, в который вошли Ролан Романелли и барабанщик Джо Хаммер (Joe Hammer). Джо - американец, осевший в то время в Париже, был специалистом широкого профиля, и помимо барабанной установки также неплохо разбирался в электронике и синтезаторах и даже имел профессиональный диплом Бостонской Школы Электронной Музыки.
Также к работе на постоянной основе привлекалась вокалистка Mэдлин Белл (Madeline Bell) чей голос звучит на всех трёх первых альбомах Space.
В предыдущей статье я назвал Мэдлин Белл британской певицей, что не вполне точно, поскольку родилась и выросла она в США, однако музыкальная карьера у неё сложилась в Великобритании. У неё за плечами было участие в поп-группе Blue Minks, несколько сольных дисков, а также сессионная работа со множеством британских музыкантов, в том числе с Дасти Спрингфилд, Элтоном Джоном и Кики Ди.
Во всяких статьях о Space упоминаются ещё два музыканта: оба бас-гитаристы.
Это француз Янник Топ (Jannick Top) и англичанин Джон "Рино" Эдвардс (Jhon"Rhino" Edwards). Янника в некоторых местах даже называют одним из со-основателей проекта.
Янник Топ личность во французской музыке весьма авторитетная, причем особенно существенным считается его вклад в джаз и джаз-рок. Однако, кроме слухов, никаким образом своего участия на первых трёх альбомах Space он не обнаруживает, а появляется в выходных данных четвертого, тем не менее многие источники утверждают о его причастности к группе с начала ее деятельности.
Ситуация с Джоном Эдвардсом ещё более занятная, поскольку он практически нигде в связи со Space не упоминается, но тем не менее присутствует на всех групповых фото и во всех видеоклипах группы, где он НИКОГДА не играет на бас-гитаре.
Сам "Рино" Эдвардс, который впоследствии с 1986 года стал бессменным участником группы Status Quo вспоминал, что познакомился с Маруани случайно, когда играл в Париже в группе у Нино Ферера. Своё участие в проекте он находил скорее курьезным, и отзывался о нём так:
...Я был в группе Space, у которой был хит Magic Fly [который достиг второго места в 1977 году]. Посмотри, я был тем, кто напоминал космического продавца мороженого ...Это было странно. Они звонили в мою спальню в Теддингтоне за день до концерта или телешоу..Собрав билет в первый класс и сделав все необходимое, я возвращался домой в тот же вечер."
Второй альбом Deliverance был выпущен в том же 1977 году. Вероятно решив, что предыдущий Magic Fly получился несколько легкомысленным и безыдейным, Дидье решил добавить концептуальности, включив первым номером в альбом довольно тяжеловесную песню "Prison" (Тюрьма) ", а завершив его гимноподобной "Deliverance"(Освобождение). В остальном, стиль группы особых изменений не претерпел, оставаясь все тем же искристым и незамысловатым спейс-диско. Большая часть записи делалась в Лондоне, и в студию привлекли поиграть на перкуссии самого Рэя Купера, хотя на мой взгляд, это скорее был красивый жест, нежели художественная необходимость. Продавался альбом похуже предыдущего, хотя в США продвижением группы занялся легендарный лейбл Casablanca, специализирующийся на остромодных современных ритмах.
Интересная сьемка процесса студийной работы участников группы над альбомом "Deliverance":
В Дидье Маруани боролись стремление усложнить музыку и перейти в категорию "солидных" музыкантов и не потерять уже приобретенную аудиторию. О крене своей музыки в диско он в те времена отзывался так:
Наш первый альбом был немного направлен в сторону стиля «диско». Но я не думаю, что то же самое имеет отношение к «Deliverance», нашему второму альбому. В любом случае, стиль «диско» не сделает большой карьеры. По-моему, это бедная музыка. А что касается будущего «Спейс» то, на данный момент, нам не на что пожаловаться. Через несколько месяцев начнётся длительное турне, которое пройдёт в Англии, Германии и Скандинавии. Но я всё ещё не уверен в том, что буду выступать с группой на сцене."
Увы, но всем этим наполеоновским планам не суждено было сбыться. Никакого пан-европейского турне у группы не состоялось, и третий альбом Just Blue(1978) также плотно сидел на диско. В отличие от предыдущего, двум песням удалось зацепиться за уши американских слушателей, и сингл “My Love Is Music” добрался до 60 позиции Billboard Hot 100, а “Save You Love For Me” до 75 места в чарте клубной музыки. Кстати это характеризует американские вкусы, потому что именно эти композиции имеют усредненное и наименее характерное для Space звучание.
Тем не менее, несмотря на крепкий материал последнего альбома, удача отвернулась от французов, что стало причиной возникшего напряжения между Дидье Маруани и его менеджером и продюсером Жаном-Филлипом Илиеско. Если верить тому, что говорил в своих интервью Дидье, суть противоречий заключалась в том, что Илиеско не видел перспектив у проекта за пределами студии и масс-медиа, а Маруани, напротив, грезил концертной деятельностью и стадионными шоу. Конфликт случился в 1979 году, когда Маруани, с его слов, договорился с мэрией Парижа о проведении огромного шоу у подножия Эйфелевой башни. Однако, Илиеско в последний момент все договоренности дезавуировал, чем вызвал ярость своего подопечного, который, судя по всему, попытался его уволить. Но тут его поджидал ещё один сюрприз: оказывается название Space менеджер зарегистрировал на себя, так что вопрос - кто кого должен увольнять становился философским. В конце концов, проект покинул Маруани, а тяжба из-за названия длилась потом более 10 лет.
К сожалению, мне не удалось найти точку зрения на эти события от другой стороны, однако у меня всегда складывалось впечатление, что Дидье излагает ситуацию не совсем внятно. Ну казалось бы, что за дело менеджеру вмешиваться в то, что хорошо идет? В конце концов, он также заинтересован в успехе и процветании дела, как и музыканты. Однако, в паре мест промелькнула интересная деталь: проблема на самом деле заключалась в том, что неожиданно от своего участия в шоу отказался его главный спонсор - телевизионный канал TF1. Вот это фактор на самом деле серьезный: скорее всего в организации шоу образовалась значительная финансовая дыра, и Илиеско либо не нашёл возможности её закрыть, либо цена вопроса превышала приемлемую. В этом случае претензии Маруани выглядят как капризы избалованного ребенка.
Другое дело, что Илиеско должен был быть отчаянным человеком, позволив себе кинуть члена семьи Маруани с названием группы. Последующие события показали, что это была пиррова победа: без Дидье оставшаяся команда отработала без огонька и четвёртый альбом Deeper Zone стал последним для группы; Илиеско вскоре вообще ушел из французского музыкального бизнеса и даже покинул Францию. Не исключаю, что это были последствия его недальновидного поступка по отжиму группы у Дидье Маруани.
Также могу предположить, что именно придавало менеджеру и продюсеру храбрости в этом конфликте.
Через много лет фамилия Илиеско, дополненная для солидности фамилией де Гримальди (князья Монако вероятно обрадовались такому пополнению в своих рядах) неожиданно всплыла в одном скандале, никак с музыкой не связанном. В начале 2000-х, Жан-Филлип попытался приобрести значительный пакет акций литовского банка "Снорас". Центральный Банк Литвы остановил эту сделку, указав на то, что покупатель не смог подтвердить происхождение своих денег. Это наводит на мысли о том, что Жан-Филлип пытался отмыть какие-то деньги сомнительного характера, что косвенно может говорить о его связях с организованной преступностью.
Ничего необычного в этом нет: участие мафиозных кланов в шоу-бизнесе - вещь чрезвычайно распространённая, и не исключено, что за спиной Илиеско де Гримальди стояли какие-то криминальные структуры.
Дальнейшая история проекта Space уже выходит за рамки диско-эпохи, как по времени, так и по музыке, потому что оба осколка: и Space и Paris-France-Transit выпустили по альбому в новой стилистике, так что этот период остается за рамками нашей темы о французской диско-музыке 70-х.
Продолжение следует
Часть 8 1/2: Как ансамбль "Спейс" создал проблемы для советской музыкальной цензуры
Также можно почитать предыдущие статьи цикла :