В конце 80-х, популярная песня Дизерлес так ассоциативно загрузила слово "вояж", что люди начинают петь "вояж-вояж" прежде, чем его осмысленно употребят.
Однако, в конце 70-х, это слово ассоциировалось со стилем диско, потому что на волне, поднятой Марком Серроном, в американские и европейские чарты ворвалась французская группа Voyage. Думаю, что те, кто не знал или подзабыл это название, сразу узнают их ударные хиты, про которые можно сказать, что они просто воплощали в себе сам дух той эпохи. Несмотря на успех, музыканты и их менеджмент, мягко говоря, не злоупотребляли пиаром, и музыкальным обозревателям и изданиям приходилось довольствоваться очень скупой, буквально, телеграфного формата, информацией о группе. Поэтому, когда пришла пора о них написать в рамках цикла о французском диско, то сведения о группе пришлось собирать буквально по крупицам.
Прежде чем рассказать про Voyage, я сделаю небольшое отступление, и пару слов напишу о таком явлении, как библиотечная или продакшн музыка.( "production or library music").
Это великан-невидимка в мире музыки: все сталкиваются с ним на каждом шагу, но никто его не замечает.
В отличие от издателей популярной и классической музыки, которым обычно принадлежит менее 50 процентов авторских прав на композиции, музыкальные библиотеки владеют всеми авторскими правами на свою музыку. Таким образом, ее можно лицензировать без разрешения композитора, так, как это необходимо при лицензировании музыки у обычных издателей. Все участники данного процесса - от композитора до музыкантов, получают фиксированный гонорар и в дальнейшем не имеют никакого отношения к своим произведениям.
Музыкальные библиотеки обычно предлагают широкий спектр музыкальных стилей и жанров, позволяя продюсерам и редакторам находить то, что им нужно, в одной и той же библиотеке. Музыкальные библиотеки различаются по размеру от нескольких сотен треков до многих тысяч. Первая производственная музыкальная библиотека была создана De Wolfe Music в 1927 году с появлением звука в кино. Изначально компания создавала музыку для немого кино. Собственно, основными потребителями продакшн-музыки и были кинематограф и телевидение, и только относительно недавно ее стали нарезать также и на сэмплы.
Практически вся музыка, созданная для музыкальных библиотек, делается на условиях найма. Композиторы продакшн-музыки и исполнители сессий обычно работают анонимно и редко становятся известными за пределами своего профессионального круга.
В середине 70-х годов прошлого века, во Франции монополистом продакшн-музыки была компания Tele Music которую основал бизнесмен Роже Токарц.
И именно под ее крышей, в середине 70-х обосновалась сплоченная группа сессионных музыкантов.
Всех их можно было назвать "студийными акулами" - каждый имел за плечами около 10 лет музыкальной карьеры, умел играть музыку в любых жанрах и выступал или записывался с большинством французских эстрадных звёзд. Трое из них - гитарист Андре "Слим" Пезин (André "Slim" Pezin), перкуссионист и клавишник Марк Шантро (Marc Chantereau) и барабанщик Пьер-Ален Даан (Pierre-Alain Dahan) образовали своеобразный костяк коллектива, поскольку помимо работы с Tele Music их также связывала совместная работа в группе у Клода Франсуа, где Слим Пезин вообще числился музыкальным руководителем.
Также, к этой тройке часто присоединялись басист Совер Маллиа и клавишник Жорж Роди.
Авторитет и мастерство этих музыкантов был настолько велики, что их даже называли "студийной аристократией". Вот что писал про них французский музыкальный журналист Оливье Пеллерин
Вот что такое студийный музыкант: не тот, чье имя вы знаете, а тот, кто быстро играет до совершенства в любом жанре. Поэтому его основными качествами являются талант, но, прежде всего, дисциплина, способность мгновенно влиться в проект, играть в условиях ограничений (в наушниках, чтобы слышать щелчок электронного метронома), иметь широкую музыкальную культуру. И достаточно уверенности, чтобы идти быстро. Он - «убийца», нигде не чувствует себя более непринужденно, чем за стеклом аквариума, в студии, откуда он получил свое прозвище «акула».
Возможно, благодаря заслугам и авторитету упомянутых музыкантов, в отношении с ними Роже Токарц изменил своим принципам и позволил им в свободное время иногда заниматься своими собственными проектами под зонтиком Tele Music и её небольшого дочернего лейбла Sirocco, с сохранением за музыкантами авторских прав (или какой-то их доли) на произведенную продукцию.
Основным потребляемым музыкальным носителем в популярной и танцевальной музыке тогда была "сорокопятка", при этом, при налаженном процессе, материал для нее можно было записать за одну студийную сессию.
Тут я еще сделал бы лирическое отступление. Работая над материалами, посвященными французской популярной музыке, я не мог не обратить внимание на такую её характерную особенность, как стремление к анонимности и деперсонализации музыкального продукта. Мне сложно сказать, является ли это элементом чисто французской музыкальной жизни, но мне постоянно приходилось сталкиваться с тем, что музыкант или группа музыкантов выпускают один за другим материалы под разными именами, используют псевдонимы, прячут лица под масками и шлемами.
Все это идет несколько вразрез с устоявшимся мнением, что каждый музыкант стремится к популярности и узнаваемости. Иногда, такое стремление "спрятаться" можно объяснить сложными отношениями музыкоделов с лейблами: например Дидье Маруани из Space взял псевдоним Экама и выступал в летном шлеме, потому что в этот момент немножко нарушал контракт с одной из компаний, сотрудничая с другой. Но в некоторых случаях, такая практика для стороннего наблюдателя совершенно необъяснима.
Итак, первым самостоятельным опытом диско для трио Пезин-Шантро-Даан стала сорокопятка, записанная под именем V. I.P. Connection в 1975 году. Дебют французов без какого-либо серьёзного промоушена затерялся в море аналогичной танцевальной продукции.
Однако, на волне успеха Серрона, Роже Токарц, босс Tele Music, оценил перспективы набравшего обороты музыкального направления, и не только дал добро на Voyage, но и решил расширить предложение своей библиотечной музыки за счёт диско, в результате чего, наши энтузиасты, помимо собственной группы, получили еще дополнительно значительный фронт работ.
Первый альбом группы, который также назывался "Voyage", записывался в основном в Лондоне, в легендарной Trident Studios.
Концепция альбома - этакое кругосветное путешествие с диско-ритмами. Прижимистые французы решили идеями не разбрасываться, и с хирургической точностью разметили потенциальные хиты и проходные вещи. Этот подход будет характерным и для других альбомов - одна-две композиции очень цепляющие, остальные - более нейтральные.
На самом деле, основные вокальные партии в песнях исполняет вовсе не та самая девушка-мулатка, которую чаще всего показывали в первых клипах группы, а Сильвия Мэйсон-Джеймс (Sylvia Mason-James) - начинающая британская сессионная певица, и это был едва ли не первый её заметный проект.
Лицо Сильвии появилось только на втором альбоме группы, тогда же ее начали снимать в музыкальных видео группы.
Успеху в Штатах, как и в случае с Серроном, группе помогли клабберы. В это время, диджеи старались переплюнуть друг друга оригинальными треками и перелопачивали тонны выходящей продукции в поисках неизвестных бриллиантов. Сингл Voyage с песней "From East To West" попал в руки одному из них и был сыгран на торжественном открытии очередного мегапафосного клуба Farme в Нью-Йорке, и вскоре французами заинтересовался лэйбл Marlin, который и обеспечил им продвижение в США. Это был один из редких случаев, когда французы в Америки продавались гораздо лучше чем в Европе, да и в самой Франции. Сингл целых три недели возглавлял танцевальный чарт Billboard в апреле 1978 года.
Показатели альбома были скромнее, но 40 место для французского диско-дебютанта тоже было неплохо. Также синглы и альбом неплохо продавались в Великобритании, там, например, хорошо зашла композиция "Scotch Machine", в записи которой принимали участие настоящие шотландские волынщики.
В самой Франции успехи группы были более скромные, по поговорке, что нет пророка в своем отечестве.
После успеха альбома, музыканты решили не делать большого перерыва и сразу приступили к работе над следующим, параллельно работая ещё над несколькими проектами:
Arpadys(1977)
Это, возможно, был еще один проект, где Роже Токарц, как и в случае с Voyage оставил авторские права музыкантам. На нём трио экспериментирует с набирающим популярность спейс-диско.
Disco&Co; Spatial&Co.
Проекты, которые вошли в диско-портфель самой Tele Music. В те годы эта музыка в основном поступала на рынки в обезличенном виде, использовалась в кино или телепередачах.
Не стоит думать, что к работе на "библиотеку" компании музыканты относились как к барщине, напротив они очень ценили возможность посидеть студии и поэкспериментировать в своё удовольствие. Слим Пезин по этому поводу выразился так:
"Конечно такая работа приносила меньше денег, но это была отличная площадка для экспериментов, где мы пробовали играть вещи, которые мы не смогли бы сделать в другом месте. Роль Токарца часто сводилась просто к тому, что он давал нам небольшую тему, и тогда мы могли свободно джемовать часами напролет»
При этом, музыканты продолжают заниматься своим непосредственным делом - сессионной работой, в том числе и у коллег по диско-фронту : так, например в тот же период Слим Пезин и Марк Шантро участвуют в записи альбома Серрона Golden Touch, а Пьер-Ален Даан стучит на барабанах на первом альбоме Space Magic Fly.
Второй альбом Voyage Fly Away был готов уже к концу того же 1978 года, а активно продаваться начал уже в первых месяцах 1979.
Ударный сингл, включающий композицию "Souvenirs" также взлетел в танцевальном чарте Billboard и достиг первого места, но продержался только неделю. Сам альбом достиг 47 позиции в общем чарте. Как и в прошлый раз, в США музыка от Voyage продавалась лучше, чем где бы то ни было.
Как мы уже помним, в середине 1979 года акция "Disco Sucks" в Чикаго ознаменовала конец эпохи диско. Однако, троица Пезин-Шантро-Даан не думала сдаваться и покидать успешный для себя американский рынок. Альбом 1980 года Voyage 3 был сыгран совершенно в другой стилистике и, пожалуй, только одна композиция отдаленно напоминала о том, что ее исполняют бывшие короли диско:
В этот раз, все основные вокальные партии на вполне сносном английском исполнил на альбоме барабанщик Пьер-Ален Даан.
Сингл с песней "I Love You Dancer" попал на 17 место танцевального чарта Billboard, и увы - это был последний существенный успех группы. Сам альбом в продажах провалился.
Вместе с эпохой диско захлопнулось и широкое окно возможностей для зарубежных исполнителей в США.
Последний альбом был выпущен группой в 1982 году, также не попав в струю, после чего проект был окончательно закрыт.
Роже Токарц впоследствии вспоминал, что записи, сделанные для каталога Tele Music во времена диско-бума, оказалось очень востребованными и долгоживущими. На волне интереса к музыке 70-х, многие сессии были опубликованы в виде сборников, с названиями и именами исполнителей, так что на самом деле, мы только относительно недавно получили возможность оценить масштаб деятельности легендарных французских "студийных акул".
В Советском Союзе проснулись очень "оперативно", и в аккурат после закрытия проекта в 1983 году издали второй альбом группы - Fly Away, однако при этом сменив ему обложку и название.
Зачем это было сделано - совершенно непонятно, поскольку издание не было компиляцией, а лицензия была честно куплена у западногерманской Ariola. В результате усилий советских дизайнеров, альбом стал выглядеть довольно довольно блекло и неброско.
Ну и завершить статью я хочу еще одной диско-композицией плодовитого французского трио, записанного им для Tele Music с забавным названием "Королева Водка" 😀
Также можно почитать предыдущие статьи цикла :