В отношении француженок у американских мужчин существую некие устоявшийся стереотипы: они умеют себя подать, они как правило одеваются лучше и с большим вкусом, нежели американки, они более раскованы, в том числе и в сексуальном плане.
Несмотря на такое, в целом. комплиментарное мнение, французские певицы пробивались на американский рынок сложно. В конце 60-х у американских продюсеров была идея раскрутить в Штатах Мирей Матье, но из этого совсем ничего не получилась - английский язык французской звёздочке так и не дался.
Поэтому, когда первые французские диско-исполнители протоптали дорожку к капризным американцам, запустить в Америку француженок было делом чести, тем более, что уже несколько лет танцевальный чарт Billboard вовсю окучивали справные немки из Silver Convention. Французы подошли к вопросу основательно, и приблизительно в одно время на американский рынок были запущены два англоязычных женских проекта: Belle Epoque и Sheila G. Сегодня в статье мы поговорим о первом:
Belle Epoque
Идея этой группы пришла в голову Альберу Верекья (Albert Verrecchia) французскому музыканту и продюсеру итальянского происхождения. Вообще, до этого Альбер большую часть своей музыкальной карьеры посвятил року и джазу, а также написанию музыки к фильмам.
С диско он также успел поработать, выпустив под псевдонимом Альбер Уэйман (Albert Wayman) в 1976 году в Италии сингл "La Chat", который был быстренько забанен на радио за двусмысленный текст.
Альбер решил сделать англоязычный диско-проект по модной в то время формуле "три девушки". Английским языком на приличном уровне в то время в континентальной Европе владели пожалуй только голландцы, и чуть меньше - шведы. Продюсеры из остальных стран решали языковую проблему путём найма гастарбайтеров, в основном из стран карибского бассейна. Однако у Альберa в рукаве был козырь в виде...родной сестры.
Эвелин Верекья начала свою музыкальную карьеру почти одновременно с братом в начале 60-х. Дерзкая девчонка с короткой стрижкой обратила на себя внимание скаутов того самого французского всеохватного лейбла "Barclay", который уже неоднократно упоминался в нашем цикле, и записала на нем несколько удачных синглов под псевдонимом Evy. Иви также начала выступать в клубах, причем обнаружила тяготение к рок-н-ролу, и репертуар ее, по большей части, состоял из каверов американских песен.
Эвелин становится известной в парижской рок-тусовке, и ее даже несколько раз приглашают "разогревать" публику на парижские концерты мировых звезд, таких как Beatles, The Who и Rolling Stones.
В 1964 Альбер и Эвелин вместе с родителями перебираются в Рим. Там Иви заключает контракт с известном лэйблом RCA Victor, который доминирует в Италии в то время, и начинает записывать песни уже на итальянском языке. Работа в клубах по прежнему остается для нее основной, и какое-то время они выступают с братом вместе - она поет, а он руководит группой. В Италии Эвелин осваивает новые вокальные техники, и в голосе у неё появляется та самая хрипотца, которая в 70-е станет совершенно необходимой для уважающих себя рок-певиц ( хотя по другой версии, Эвелин начала курить как паровоз и просто посадила себе голос). В Риме она меняет имидж, и вместо короткой стрижки обзаводится длинным каре, но блондинкой Эвелин станет позже
В 1969 году Эвелин переезжает в свингующий Лондон, поближе к любимой англоязычной музыке. Сама она описывала этот период своей жизни как весёлый, полезный для профессионального роста, а также полный новых знакомств в лондонской рок-тусовке. Однако, честно говоря, с точки зрения карьеры, он не принес для Эвелин ничего, кроме редких записей, которые прошли незамеченными, несмотря на смену псевдонима на Эвелин Лентон (Evelyne Lеnton).
В 1974 году Альберт пытался помочь сестре с перезагрузкой карьеры и записал с ней сингл, на котором она , уже под новым псевдонимом Luicille исполняет песню, "Get Back On Your Feet", написанную братом в модном глэм-роковом стиле, а также опус собственного сочинения "You Can Carry That Blues".
Однако возможностей для промоушена у Альбера в то время было не так много и сингл, выпущенный в Италии местным подразделением EMI, также остался без внимания публики.
В общем, в этой ситуации, в 1976 году, когда запасы энтузиазма у Эвелин были уже на исходе, у нее в квартире раздался телефонный звонок от брата с вопросом, не хочет ли она попробовать себя в диско, певица не раздумывая пакует вещи и без сожаления расстается с туманным Альбионом.
Для продвижения были записаны две диско композиции: "Miss Broadway"совместного авторства самого Альбера и Эвелин и "Back in Black" группы Los Bravos, которая гремела лет десять назад (интересно , что ее же взял для своего первого альбома Серрон, о чем я писал в первой статье цикла).
Когда по первым промо стало понятно , что песни идут на ура, был дописан материал для полноценного LP: расширенный микс на основе "Back in Black", и еще две песни авторства самой Евелин, причем несколько выходящие за пределы заявленного стиля диско. Для съемок и выступлений приглашаются две мулатки : Жузи Форте (Jusy Fortes) из Кабо Верде и Марсия Бриско (Marcia Briscoe) из Соединенных Штатов.
Результатом был значительный успех обеих диско-композиций во всем мире: в 1977 году Belle Epoque катком проехались по европейским чартам, а уже к началу 1978 года добрались и до США.
Американцам "Black is Black" не очень приглянулась, а вот "Miss Broadway" попала в чарт 100 Billboard, и побывала на 25 месте в чарте R&B Billboard. До успеха немок из Silver Convention было конечно далеко, но как мы помним, любое попадание европейского исполнителя в американские чарты - это выдающийся результат. С альбомом группе повезло меньше, и он отличился пожалуй только в Австралии, какое-то время побывав там даже на первом месте.
Чем был интересен дебютный альбом.
Во первых, для диско была выбрана не совсем обычная подача. Если в композиции "Black is Black" это еще не так заметно, то то в "Miss Broadway" Евелин дает "року" не хуже Сюзи Кватро.
Мало того, после этой песни, которая на альбоме заглавная, две другие: "Me And You" и "Loosing You", авторства самой Эвелин, вообще никаким боком к диско не относятся: это какой то софт-рок, местами даже с блюзовыми мотивами. Сложно сказать, было ли это концепцией Альбера или условием самой Евелин, которой явно было не очень комфортно в танцевальном жанре. Вторая сторона альбома была полностью занята расширенной версией "Black is Black", которую Альбер превратил в попурри, инкрустировав ее в две композиции своего авторства. И если сама сингловая "Black is Black" аранжирована достаточно традиционно для тогдашней моды, то на альбоме Альбер вплел в нее разнообразные кружавчики, сделав ставку на клавишные, которые в его исполнении тоже звучат, зачастую, в совершенно роковом ключе, как будто это Кит Эмерсон или Рик Уэйкман пришли в студию поиграть в диско.
Следующий альбом группы Bamalama 1978 года был сделан совершенно в том же духе - длинная композиция - medley в начале, которая на этот раз состоит из семи(!) составных частей, и включает как фрагменты авторства самого Альбера Уэймана, так и других авторов, в основном 50-х годов, например Литл Ричарда (Little Richard) и Чака Берри (Chuck Berry). Само название диска "Bamаlama" как-бы намекает слушателю на респект черному рок-н-роллу - это словечко взято из известной песни Отиса Рединга (Otis Reding) - "Shout Bamalama", а что оно означает на негритянском сленге, я даже не рискну воспроизвести по цензурным соображениям.
"Mister-Do-Right" стилистически опередила время лет этак на семь, и ее легко можно себе представить в сборниках евро-дэнса 80-х. "Drink Me" и "Let Мen Be" сделаны в более традиционном диско-ключе, но не без затей: то тут, то там прорываются роковые гитары и клавиши. "Sorry"- совершенно роковая баллада, с характерной вокальной подачей и гитарными запилами.
Вероятно, эта самая эклектика и , несколько, "колючий" саунд не позволили безусловно интересному альбому покорить аудиторию. Сингл "Bamalama" в самой Франции с трудом доскрипел до 45 места в чартах, в Бельгии и Германии было еще хуже. Увы, но широкая публика в это время отдавала предпочтение "сахарному" звуку, апофеозом которого стала "Лихорадка субботнего вечера" от Би Джиз (Bee Gees), поэтому царапающие ухо гитарные дисторшены и хрипатый голос Эвелин пролетели мимо больших денег. Тем не менее, еще какое-то время, за счет раскрутки на телевидении, Belle Epoque хорошо принимали на клубных площадках. Они числились в европейских звездах, и в этом качестве выступили на фестивале в Сан-Ремо в 1978 году. Считается, что именно это выступление было показано в передаче "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" в 1979 году, и благодаря нему, с группой познакомились благодарные советские зрители, которые сразу полюбили отчаянную хриплую Эвелин, и в будущем эта любовь даст ей неплохую прибавку к пенсии от участия в разных "Дискотеках 80-х".
(Я нашел это выступление в сети, и у меня есть большое подозрение, что советским меломанам показали все таки не его, уж больно много там всяких сексуальных подтекстов, плеточки из садо-мазо: советские редакторы такого не любили).
После этого Альбер Уэйман охладел к проекту. То ли его обескуражила неудача второго альбома, то ли он почувствовал, что с диско пора завязывать, но на третьем альбоме Now условно танцевальной была всего лишь одна композиция "Jump Down".
Все остальное на альбоме - это софт-рок, и на мой взгляд, довольно среднего качества - в аранжировках от Альбера не осталось и следа от искрометности предыдущих альбомов, все исполнено очень традиционно и скучно. Выполнив таким образом контрактные обязательства перед лэйблом Carrerе, группа Belle Epoque прекратила свое существование.(В комментариях некоторые читатели утверждают, что в то-ли в 90-х, то ли в 2000-х были попытки реанимировать проект и даже существует альбом, однако однозначных подтверждений этому факту мне отыскать не удалось).
P.S. Уже после написания статьи, появилось больше информации о так называемом четвертом альбоме Belle Epoque. Это сольный альбом Эвелин Лентон 1992 года Sunshine Ecstasy.. Он не издавался официально, и продавался рассылкой на cd-r через официальный сайт Эвелин, когда тот ещё работал. Также выпускался пиратами у нас и в Китае, с использованием названия Belle Epoque.
(в представленном по ссылке альбоме Il Meglio объединены последовательно первые два альбома Belle Epoque : Miss Broadway и Bamalama)
Также можно почитать предыдущие статьи цикла :
Французское ДискоНашествие 70-х
🇫🇷 Часть 1- Cerrone
🇫🇷 Часть 2 - Как песенка про девушку без комплексов стала первым французским диско-хитом
🇫🇷 Часть 3-Как французы придумали самую забавную и неприличную диско-группу
🇫🇷 Часть 5 : Как звезда эстрады Шейла решила стать Королевой Дискотеки