Найти в Дзене

Французское ДискоНашествие 70-х Часть 5 : Как звезда эстрады Шейла решила стать Королевой Дискотеки

Продолжим наши хроники французского диско-нашествия, когда отчаянные галлы через 160 лет после Бонапарта пытались покорить мир при помощи песен и танцев. В прошлый раз мы начали говорить о французском женском десанте в лице Эвеллин Линтон и группы Belle Epoque.  Вслед хриплоголосой валькирией Иви, французы расчехлили свой главный калибр.  Несмотря на то, что между СССР и Францией железный занавес был не очень толстым, французская музыка проникала в через него со странной избирательностью. Все знали Мирей Матьё, слышали об Эдит Пиаф, узнавали Далиду и даже Франсуазу Арди. Но Шейла (Sheila), которая по подсчетам рейтинговых агентств выпустила больше всех хитов во Франции в 60-80-е годы не вызывала в стране Советов особого внимания или интереса, во всяком случае сопоставимого со своей популярности во Франции.  1. Шейлу любят все Юная парижанка Анни Шансель, дочь кондитеров, владеющих кондитерской на колёсах с детства не испытывала ни малейшего стремления делать круассаны и плюшки. С 8
Оглавление

Продолжим наши хроники французского диско-нашествия, когда отчаянные галлы через 160 лет после Бонапарта пытались покорить мир при помощи песен и танцев. В прошлый раз мы начали говорить о французском женском десанте в лице Эвеллин Линтон и группы Belle Epoque

Вслед хриплоголосой валькирией Иви, французы расчехлили свой главный калибр. 

Несмотря на то, что между СССР и Францией железный занавес был не очень толстым, французская музыка проникала в через него со странной избирательностью. Все знали Мирей Матьё, слышали об Эдит Пиаф, узнавали Далиду и даже Франсуазу Арди. Но Шейла (Sheila), которая по подсчетам рейтинговых агентств выпустила больше всех хитов во Франции в 60-80-е годы не вызывала в стране Советов особого внимания или интереса, во всяком случае сопоставимого со своей популярности во Франции. 

Шейла
Шейла

1. Шейлу любят все

Юная парижанка Анни Шансель, дочь кондитеров, владеющих кондитерской на колёсах с детства не испытывала ни малейшего стремления делать круассаны и плюшки. С 8 лет она занималась  танцами и музыкой, и хотела выступать - не важно где и кем: музыкантом, балериной или цирковой наездницей. 

Шейла в 17 лет
Шейла в 17 лет

В 17лет она начала петь в разных молодежных командах и совершенно случайно попала на прослушиванию к продюсеру Клоду Карреру, что и решило ее судьбу. Клод Каррер стал для девушки не просто продюсером: на  протяжении десятилетий ее карьеры он создавал ее, как Пигмалион высекал из мрамора свою Галатею. Один образ сменялся другим. Всё, начиная от ее сценического псевдонима, и заканчивая распорядком дня, было в его руках. 

Шейла и Клод Каррер
Шейла и Клод Каррер

Первый контракт певицы, которую теперь надо было именовать Шейлой, подписывали ее родители, потому что она была еще несовершеннолетней, а ее первый сингл "Sheila" вышел в сентябре 1962 года. Наверное вы догадались, что такое совпадение не случайно. Свой псевдоним Анни получила в честь мегапопулярной в тот момент песни "Sheila" американского певца Тонни Роу (Tonny Roe), кавер на которую ловкий Клод Каррер моментально выбросил на французский рынок, словно горячий пирожок.

Маркетинговый ход, когда песню исполняет как-будто ее героиня, оказался удачным: на смешную девчонку с кандибобером на голове слушатели обратили внимание. К тому же Каррер занизил возраст подопечной на год, а к юным певицам французы традиционно относятся особенно трепетно. 

Второй сингл "The school is finished" особенно полюбился несовершеннолетней аудитории, и у Шейлы начала образовываться очень приличная фан-база. 

Каррер выжимал из  Шейла-бума все что можно: фан-клуб, периодический журнал с фотографиями певицы и новостями и астрологическим "Шейлоскопом", линии одежды и модные бутик La Boutique de Sheila. Родители Шейлы забросили свои сладости и включились в бизнес дочери, контролируя и ее и продюсера. Получилось настоящее семейное дело, где Шейла была курочкой, несущей золотые яйца. Когда Шейла переутомилась от гастролей, Клод опробовал на ней новую схему продвижения через медиа, сделав ставку на телевидение и в результате Шейла стала одной из первых эстрадных звезд, которые стали зарабатывать в основном на записях, а не на концертах - на больших площадках она появится теперь вживую только в 80-х.

 (Потом, правда Шейла припомнит продюсеру свое отлучение от сцены, обвинив его в том, что он это делал исключительно для собственной наживы).

Именно целеустремленность и настойчивость всех участников проекта помогли Шейле не наделать ошибок и  проскочить через кризис возраста, когда она из молоденькой девушки превратилась в молодую женщину, и через кризис жанра. Она оказалась едва ли не единственной представительницей эры"йе-йе", которая успешно переместилась в 70-е, сменив репертуар, но не растеряв поклонников.

-5

Так, ее свадьба с певцом Ринго в 1973 году освещалась во Франции не хуже, чем полет на Луну. 

Несмотря на рождение ребенка, Шейла осталась на сцене и продолжала выпускать хиты, как сама, так и в дуэте с мужем. Кажется, она окончательно нашла себя в рамках традиционной французской эстрады. 

Шейла
Шейла

2. Дискотека зажигает огни

В 1977 году Клод Каррер  запускает в ротацию на кучу радиостанций промо-сингл новой группы SB Devotion "Love Me Baby". Информации о группе, играющей модное диско на английском языке нет никакой. Слушатели голосуют и заваливают радиостанции вопросами. 

После того как первый тираж сингла моментально разлетелся, на втором тираже обнаружился сюрприз: название группы поменялось.. Та-Дам!! Sheila and Black Devotions. Да, продюсер и певица решили спрятаться, чтобы шлейф ее имени не нарушил чистоту эксперимента на годность нового стиля. Результатом все оказались довольны и Шейла в сексапильных коротеньких и обтягивающих нарядах отправляется покорять танцполы Европы. Эффект на французских меломанов это произвело приблизительно такой же, как лихой разворот Аллы Пугачевой в середине 80-х на советских слушателей.

Интересно, но есть легенда о том, что якобы Шейла начала записывать диско с некой группой Black Devotion по собственному желанию, вопреки воле Клода, и он скрепя сердце, уступил напору своей подопечной. Допускаю, что кулуарные дискуссии у них были, но во всем остальном это абсолютная ерунда, потому что никакой группы Black Divotion как самостоятельной творческой единицы никогда не существовало. Черные партнеры Шейлы по группе были просто танцорами и бэк-вокалистами. Над репертуаром звезды работала целая команда авторов, возглавляемая известным композитором и продюсером Мэтом Камисоном, который работал со многими французскими звездами, а в проекте с Шейлой скрывался под псевдонимом "Mike Wickfield" .

Шейла и ее группа м
Шейла и ее группа м

Как и для  многих других французских артистов, диско-музыка для Шейлы продюсировалась и писалась в Лондоне - репутация английской школы записи тогда была исключительно высокой.

Следующий сингл "Sign in the Rain"- кавер на известную песню из одноименного мюзикла (написанную еще в 1929 году), закрепил удачу первого и прорвался на британские острова и даже через Атлантику. В британском чарте песня едва не дотянулась до горячей десятки, остановившись на 11 месте, а в танцевальном чарте Billboard добралась до 30-го места

В США выпуском и продвижением музыкального материала Шейлы занялась динамичная и агрессивная компания Casablanca, что говорит о том, что ставка на Америку была сделана серьезная. Однако выпущенный LP, для которого специально для США сделали другой конверт, ни следующие не закрепил первоначальный успех Шейлы на  родине диско.

Американская обложка
Американская обложка

Европейская обложка
Европейская обложка

В течение 1978-79 гг. Шейла выпустила еще несколько синглов, которые потом и не выходили на больших альбомах. Однако все они не имели того успеха, как первые два, и у  певицы и ее продюсера возникло ощущение, что механизм дал сбой и нужны радикальные меры для его перезапуска. 

Тогда Каррер полагая, что никто лучше американцев не знает как очаровать американскую аудиторию, принял судьбоносное решение сменить авторскую и продюсерскую команду и подписал контракт с лидерами группы Chic Нилом Роджерсом (Nile Rogers) и Бернардом Эдвардсом(Bernard Ewans).

Шаг этот был довольно необычный, поскольку в те времена случалось, что черных музыкантов продюсировали белые, но чёрные продюсеры работающие  белыми музыкантами практически не встречались (надо сказать, что Нил Роджерс выгодно отличался от многих своих чёрных коллег своей "расовой неразборчивостью" и вообще охотно сотрудничал и дружил с белыми артистами).  

Бернард Эванс и Нил Роджерс
Бернард Эванс и Нил Роджерс

К сожалению, это решение несколько запоздало, поскольку на дворе стоял роковой для диско 1979 год, в котором после памятной акции "Disco Sucks"  в г. Чикаго этот стиль в США скончался в муках.( Подробнее об этом можно прочитать в статье о Серроне, ссылка на которую дана в  конце статьи). 

Сингл "Spacer" еще успел прорваться 1979 году и имел успех как Европе, попав в том числе на 18 место в британском чарте, так и в США -  28 место в R&B чарт Bilboard. 

Обложка альбома King of the World
Обложка альбома King of the World

На музыкальном видео Шейла танцует на фоне космических декораций, и весь этот антураж выглядит так, будто остался в студии от другой диско-дивы Dee.D.Jackson.

Альбом  King Of The World вышел уже в, 1980 году, и не смотря на все продюсерские старания звездных американцев оказался не особенно востребованным. В  Америке, в силу указанных причин, у него вообще не было никакого промоушена, но почему его не захотели слушать в Европе, несмотря на успех "Spacer" - совершенно непонятно. Альбом записан очень сбалансировано, аранжировки песен сделаны разнообразно, в правильных пропорциях замешаны и диско, и фанк и роковые гитарные соло от Нила Роджерса и немного евродэнса. Может быть против альбома сыграла его некоторая "прилизанность" и стремление продюсеров избегать острых углов и сделать так, что бы он понравится всем, Интересно, что когда альбом уже намного позже  был перевыпущен на CD, то появилось много рецензий от слушателей, в том числе американских, интересующихся сайд-проектами Chic, которые удивлялись тому, почему такая замечательная работа не получила должной оценки в момент появления. Они в частности отмечали также высокое качество текстов и очень милый с их точки зрения французский акцент Шейлы.

В общем "King Of The World" стал лебединой песней Sheila and B.Devotion, проект был прикрыт, а Шейла уже в том же 1980 году снова стала сама собой-без всяких черных украшений, вернувшись в привычную для себя стихию френч-попа. 

Также можно почитать предыдущие статьи цикла :

Французское ДискоНашествие 70-х

🇫🇷 Часть 1 :Cerrone

🇫🇷  Часть 2 :Как песенка про девушку без комплексов стала первым французским диско-хитом

🇫🇷 Часть 3 :Как французы придумали самую забавную и неприличную диско-группу

🇫🇷 Часть 4 :Belle Epoque или что получается от межвидового скрещивания диско и рока

🇫🇷 Часть 6: Кругосветная дискотека группы Voyage

🇫🇷 Часть 7: Волшебный полет группы Space