Немного о происхождении слова "Диско"
Слово "диско" имеет французские корни. Знакомое нам с детства и сейчас уже несколько обветшавшее слово "дискотека" является новым словообразованием от библиотеки- место, где хранят граммофонные пластинки. Во Франции так стали называть расплодившиеся во время немецкой оккупации подпольные ночные клубы, в которых вместо живых оркестров крутили патефонные пластинки с запрещенной американской музыкой.
После войны, многие парижские клубы начали использовать слово "discoutheque" в своих названиях, и к началу 60-х годов в англоязычных музыкальных изданиях слово "дискотека" стало употребляться как синоним парижского ночного клуба.
В 1964 году в США стало популярно"discotheque dress" - платье с открытыми плечами для вечеринок, которое сокращённо начали называть "disco".
К концу 60-х слово "disco" стало часто употребляться как обозначение танцевальных гей-клубов.
А первым слово "disco" по отношению к музыкальному стилю употребил музыкальный критик Винс Аллети (Vince Alleti) из журнала Rolling Stone в 1973 году.
Очевидно, если музыкальный стиль называется словом, имеющим французские корни, то сама магия имени должна была дать французам шансы на успехи в этом направлении.
Англосаксы и весь остальной мир
Необходимо отметить существование определенного культурного феномена восприятия популярной музыки: американцам и англичанам континентальная европейская популярная музыка нравится значительно меньше, чем английская и американская музыка нравится европейцам. Причем дело даже не в языковом барьере: этот эффект проявляется и по отношению к музыке, исполняемой на английском. А если вы поете на родном языке, то практически всегда нативные english speakers будут воспринимать вас только как этнографическую диковину, за исключением тех случаев, когда они являются поклонниками вашей родной культуры и языка, или если вы называетесь "Rammstein".
Причем если с англичанами дело обстоит ещё не настолько сурово, и они готовы благосклонно рассмотреть вашу неуклюжую англоязычную попытку им понравиться, то через Атлантику уже перелетит редкая птица. Даже для самих англичан, а также ирландцев и австралийцев, этот барьер довольно чувствителен.
Поэтому европейский континентальный исполнитель популярной музыки, заслуживший внимание американских слушателей, это всегда исключительное явление. "ABBA", "Roxette", "A-ha", "Daft Punk" , Julio Iglesias и его сынок Enrique, "Scorpions" - если я кого-то забыл, то вряд список дополнений будет длинным. Это пояснение необходимо для ясного понимания того, что значит для европейского исполнителя пробиться на музыкальный рынок Соединённых Штатов и почему наш цикл статей называется Французское ДискоНашествие .
Надо сказать, что первыми диско-волну оседлали все-таки не французы, а немцы: дорожку на американский континент протоптала группа "Silver Convention", а за ней последовал удар из Мюнхена от продюсера Джорджо Мородера (Georgio Moroder)и его подопечной Донны Саммер (Donna Summer).
Французам надо было догонять..
Têtu Cerrone - Упрямый Серрон
Итак , герой нашего первого выпуска Жан-Марк Серрон (Jean-Marc Cerrone), или просто Марк Серрон, как он сам себя представлял. Это ледокол, знамя и наиболее, и на мой взгляд интересный в музыкальном плане участник Французского Диско Нашествия.
Серрона нельзя назвать совсем уж неизвестным у нас музыкантом: в 70-е годы его записи прорывались через железный занавес, но конечно такого успеха, как те же Бони М(Boney M), или даже его соотечественники Спейс (Space) он у нас не имел. Об этом говорит даже то, что так не выработался единый стандарт в отношении произнесения и написания его имени: мне попадались и Серроне, и Церрон, и даже на итальянский манер - Черроне. (после публикации статьи ко мне приходили всякие спорщики по поводу правильности произношения, поэтому сразу хочу отметить, что при ее подготовке я не только читал про Серрона, но и смотрел видео о нем, в том числе с его участием, так что сам себя он именует именно так). Но даже среди тех, кто его знает, у большинства нет понимания его реальных заслуг и того места в мировой музыке 70-х, которое он занимал.
Начав писать о начале карьеры Марка Серрона, я поймал себя на мысли, что не очень-то верю в официальную историю его успеха. Как то уж больно легко двигался по жизни Марк. Уже в 17 лет он стал A/R скаутом большой французской сети отелей Club Med, занимающимся работой с приглашенными музыкантами в отелях сети по всему миру, благодаря протекции самого основателя сети Жилбера Тригано.
Работа при этом судя по всему была не очень пыльная, поскольку позволяла ему самому музицировать в свое удовольствие и даже, в конце концов, набрать себе собственную группу, в которой Марк сел за барабаны. Группа играла, в основном, в шикарным клубах для "золотой молодежи" на Лазурном побережье где их, согласно официальной версии, увидал Эдди Барклай-владелец известного звукозаписывающего лейбла Barklay и сразу предложил подписать контракт.
Группа Марка Серрона называлась Кongas и стиль ее можно было определить как фьюжн с африканскими и карибскими элементами.
Кongas - "Jungle" (1973) - Марк Серрон на барабанах
Кongas получили некую популярность даже за пределами Франции. Серрон поиграл в группе три года, после чего решил, что хочет заняться другой музыкой.
К одиночному плаванию Серрон подготовился основательно: оформил собственный лейбл "Malligator" и решил сам себе быть менеджером. Пригласив к сотрудничеству композитора Алека Костандиноса (Aleс R. Costandinos), с которым Марк имел дело ещё в Kongas, и который разделял с Серроном взгляды на то, какую музыку надо делать, а также маститого звукорежиссёра и продюсера Рэймона Донеза (Raymond Donnez), более известного под псевдонимом Дон Рей(Don Rey), Серрон отправился в Лондон, в легендарную студию Trident Studios, чтобы поработать над дебютным альбомом.
Являясь не только музыкантом, но и тем, что сейчас называется специалистом по энтертейменту, Марк имел свое мнение о том, что в настоящий момент является актуальной музыкой, и что может быть востребовано в клубной культуре. Поэтому, записывая первый альбом, он ориентировался в первую очередь на то, как его композиции будут звучать на танцполе. Для этого, по его мнению нужно было :
1. Поднять градус сексуальности до границы неприличия, поскольку все мы прекрасно знаем, чем являются танцы в сексуальном поведении человека. Сама концепция не была новинкой - на тот момент что-то похожее уже сделали Джорджо Мородер с Донной Саммер в композиции Love To Love You Baby;
2. Удлинить треки, что бы вводить танцующих в подобие танцевального транса;
3. Дополнительно подчеркнуть ритм для усиления воздействия музыки на танцующего.
Сейчас для нас все это кажется обычным, и как бы само собой разумеющимся. Те кто бывал в клубах, прекрасно помнят, в какое состояние свет и музыка могут вогнать человека даже без дополнительного употребления всяких веществ. Но в тот момент Серрон был новатором. Причем новатором - сумасбродным до сумасшествия. Потому что только псих мог надеяться на коммерческое продвижение своей музыки, игнорируя требования радио-формата. Радио и сейчас все ещё является важным каналом распространения музыки, а тогда ему просто не было равных. А три серроновские фишки в радио-формат никак не вписывались. О чем Марку популярно объяснили на всех французских лейблах, куда он принес свои демо-записи.
Как вспоминал об этом сам Серрон :
От всех я слышал одно и тоже:
- а вам не кажется , что заглавная композиция у вас длинновата?
- а вам не кажется что ритм секция и басовая бочка на переднем плане громковаты?
Марку как раз все казалось с точностью до наоборот, и он не то что не помчался рысью все резать и пересводить, а проявил завидное упрямство и решил выпускать альбом на свои кровные деньги и реализовывать его тоже самостоятельно, а дальше - будь что будет. Часть тиража удалось сбагрить оптовикам, часть была передана в парижские музыкальные магазины.
Что же из себя представлял первый альбом Cerrone"Love in C Minor" ?
Как театр начинается с вешалки, так и диск начинается с обложки . Обложку Марк придумал провокационную, но по его словам, не столько из эпатажа, сколько от отчаяния - надо было хоть чем-то привлекать покупателя.
Первая композиция длилась 16 минут и занимала всю первую сторону диска. Причем почти полторы из них - это вступительный разговор каких то веселых девушек, обсуждающих в диско-баре парня по имени Серрон в таком ключе :
- Какой классный парень этот Серрон, у него не только много денег, но и кое что в штанах, и это не банан...
Затем, в на протяжении 15 минут , на фоне музыки периодически слышатся сексуальные стоны девушек: всякие там "давай ещё", "так хорошо" и т.п. На второй стороне альбома разместились две композиции - кавер на песню "Black is Black" от группы Los Bravos и "Midnight Lady", где эротичные звуки издает уже сам Серрон.
Cerrone - Триумфатор
Пока Серрон думал, не начать ли ему уже продавать выпущенные диски с лотка, как жаренные каштаны, на другой стороне Атлантики нью-йоркские диджеи разогнали "Love in C Minor" в клубах, совершенно без ведома Марка. Сотрудник парижского музыкального магазина Champs Disques в Париже по ошибке отправил коробку с дисками Серрона, вместо какого-то нераспроданного американского певца обратно оптовику в Нью-Йорке. Заинтригованный провокационной обложкой альбома, диджей, работавший на оптовика, начал крутить заглавную песню на местной дискотеке. Другие диджеи быстро последовали этому примеру, а знаменитый Фрэнки" Голливуд" Крокер (Frankie "Hollywood" Crocker) с радио WBLS-FM записал свою собственную версию "Love in C Minor" для популярного диско-лейбла Casablanca Records из Лос-Анджелеса.
Все это открылось Марку Серрону во время посещения международной музыкальной ярмарки MIDEM в Каннах. Серрон неожиданно обнаружил, что и его оригинальная версия, и крокерский кавер "Love in C Minor" стали клубными хитами. Исполнительный директор WEA France Бернар де Боссон посоветовал ему передать свой альбом на распространение в головную компанию WEA - Atlantic Records в Нью-Йорке. Серрон пулей метнулся в Нью-Йорк, договорился о встрече с Ахметом Эртегюном из Atlantic, который немедленно предложил ему заключить контракт.
Сингл на первую композицию был моментально выпущен на дочерней компании Atlantic, Cotillion в первые недели 1977 года. Billboard охарактеризовал сингл следующим образом :
15-минутный диско-опус со струнными и женским вокалом, которые заслоняются безжалостным ритмом, способным истощить любого, кроме самых стойких танцоров диско (26 февраля 1977 года).
Даже конкурирующий кавер Крокера не смог остановить подъем оригинальной версии на поп-чартах. Оба сингла дебютировали в «Hot 100» на неделе, заканчивающейся 26 февраля 1977 года, но именно продукт Серрона вошел в "Тоp-40", достигнув максимума на десять мест выше, чем запись Крокера. Сингл также попал в "Top 40" в чарте синглов R & B и стал первым хитом Cerrone в Великобритании.
Для продвижения альбома в США, Серрону пришлось пойти наперекор своим принципам, и он согласился с предложением Cotillion изменить обложку на дисках, предназначенных для реализации в Штатах на более нейтральную.
В апреле 1977 года Серрона приглашают выступить на популярнейшем американском музыкальном телешоу "American Backstand" на ABC.
Я вообще в первый раз попал на телевидение, и сразу в легендарную программу, где с одного боку Куинси Джонс , а с другого - Джексонс-5 . Это было просто невероятно. Мне хотелось себя ущипнуть, чтобы убедиться в том, что это не сон. Шоу уже близилось к концу, и я сказал сопровождавшему меня парню из звукозаписывающей компании: "По моему, они про меня забыли". Он ответил мне, чтобы я еще потерпел, хотя он не ручается в том, что я сегодня выступлю. Затем, они, как и в каждую субботу, в конце стали представлять главную звезду шоу. Я начал гадать, кто бы это мог быть. И вдруг ведущий начинает "Этот парень из Франции записался в Англии и мгновенно покорил всю Европу. Леди и джентльмены, представляю вам Серрона!!! " Вслед за этим мой сопровождающий выталкивает меня к камерам. На сцене стоят ансамбль, бэк-вокалистки, и в самом центре - ударная установка. И Дик Кларк говорит мне "Cerrone - you' re on"!
Это было непередаваемое ощущение"
Серрон, как и всякий уважающий себя француз, английским не владел на тот момент совершенно. После того, как он отыграл свой номер, ему надо было сказать на английском пару приветственных слов зрителям, но он волнения не то что не вспомнил заготовленные слова, но даже не смог с первого раза прочитать их по бумажке. Однако, несмотря на всякие мелкие недоразумения, это был настоящий триумф.
В самый разгар пожинания первых его плодов, у Серрона возникли трения с Алеком Костандиносом, в результате которых, последний покинул проект. О причинах этих трений сам Серрон и другие источники, описывающие его биографию отзываются чрезвычайно скупо, однако на одном английских музыкальных форумов мне довелось познакомиться с версией, имеющей хождение в около-музыкальной среде. Согласно нее, Алек Костандинос был недоволен оценкой своего участия в проекте, поскольку именно он, якобы, был автором и основным аранжировщиком двух композиций альбома, в том числе заглавной, а роль Серрона как музыканта, сводилась только к стучанию на барабанах. Тем не менее, Серрон, как владелец проекта сделал попытку сначала вообще отжать Костандиноса от авторства, и самый первый релиз диска действительно вышел только с фамилией Серрона, как автора всех треков.
Затем Марк смягчил свою позицию, и включил Алека в соавторы, но при этом, публично все лавры проекта присваивал исключительно себе. Такое положение дел Констандиноса совершенно не устраивало, и он решил, несмотря на то что дела у проекта пошли в гору, поискать счастья на стороне, поскольку амбиций у него было не меньше, чем у самого Марка. Последующие события показали, что для Костандиноса это было верное решение, но о его проектах речь пойдет в другой раз.
Правда это, или нет, теперь установить трудно. Однако, судя по всему, Алек Костандинос действительно играл очень важную роль в проекте, поскольку Серрон срочно бросился искать креативного компаньона ему на замену.
Я познакомился с Аленом Висняком ( Alein Wisniak) и между нами сразу возникла химия...
Cеррон и Висняк быстро сочинили три композиции для нового диска "Cerrone's Paradise"(1977), включая 17-минутный заглавный трек.
Новый релиз делался по принципу "Тех же щей да погуще влей", и по структуре и содержанию походил на предыдущий, разве что девушки в диско-баре в начале заглавной композиции щебетали немного пристойнее.
Даже с обложкой альбома Серрон решил повторить трюк, сделав фривольный вариант с обнаженной девицей для Европы и нейтральный - для Америки.
Выпущенный летом 1977 года, «Cerrone's Paradise» взлетел в десятку диско-чарта Bilboard а диджеи также включили «Take Me» и «Time for Love» в жёсткую ротацию.
Марк почувствовал вкус крови синей птицы, и решил поднять градус. Для своего третьего выпуска Серрон сознательно изменил курс:
Я действительно хотел остаться оригинальным. Поскольку мои первые два альбома стали хитами, то многие начали делать вещи в моем стиле. Поэтому я сделал "Supernature" так, чтобы не быть похожим ни на кого на рынке.
"Cerrone 3: Supernature"(1977) в значительной степени отошел от оркестрового звучания первых двух работ Cerron. "Supernature" был концептуальным альбомом, рассказывающим о планетарной экологической катастрофе и последующем возрождении Земли. Первая сторона альбома, описывающая катастрофу, была записана только с электронными аранжировками, а вторая сторона возвращала в жизнь традиционное диско-звучание.
Серрон сам придумал дизайн обложки альбома с монстрами в операционной комнате, которая подчеркивает зловещий научно-фантастический мотив заглавного трека.
В ноябре 1977 года Atlantic Records устроили эксклюзивную вечеринку релиза "Supernature" в знаменитом клубе Studio 54 в Нью-Йорке. Серрон был а полном восторге, перезнакомившись там с кучей селебритис, которых раньше видел только на фото в журналах; таких как сам Энди Уорхол, Жан-Поль Готье и другие.
Диджеи и танцоры, в свою очередь, были в восторге от нового релиза и в течение четырех недель в январе и феврале 1978 года держали альбом на первом месте в диско-чарте. Сингл с заглавной композицией также вошел в "Топ 10 "в Великобритании а также попала в чарты R & B и в "Hot 100" Bilboard где она продержалась пять недель.
Видя успех нового альбома, Марк Серрон решил, что может себе позволить расширить присутствие на рынке также за счет продюсирования других проектов. Для этого он основывает в США Crocos Records, дочернюю компанию своей Malligator и в качестве первого ее проекта реанимирует старые добрые Kongas, которые, воссоединившись, записывают альбом "Africanism "(1977), в стиле рок-диско фьюжн. Работа получила хорошие отзывы у критиков.
На танцевальный рынок также был запущен проект Révélacion с диско-каверами хитов 60-х.
Дон Рэй выпускает в 1978 интересную сольную работу "The Garden of Love" , где продюсером числится Серрон, которая имеет умеренный успех в США и Европе.
Когда в июне 1978 года Billboard провел свой «Диско IV Форум» в нью-йоркском отеле Hilton, Серрон был украшен на ней наградами, словно Брежнев: он стал победителем в пяти номинациях: «Мужской диско-исполнитель года», «Аранжировщик диско-музыки года», «Диско-инструменталист (музыкант) года», «Композитор года диско» за "Cerrone 3: Supernature", и «Лучший продюсер диско» за "Cerrone's Paradise, "Supernature" и "Africanism".
Всегда приятно в блеске славы и в лавровом венке вернуться туда, где тебя когда-то не оценили по достоинству.
Осенью 1978 года Серрон с большой труппой музыкантов приезжает с гастролями в родной Париж и даёт там с аншлагами несколько концертов, показывая всем, что он не какой-нибудь там студийный червь, а большой артист, способный собирать большие залы. Посмотрите и вы на то, как Серрон играл вживую :
Atlantic выпустила Cerrone IV: The Golden Touch (1978) осенью 1978 года. Серрон и в этот раз постарался не повториться, и на смену электронным пульсирующим тембрам пришли гитарные риффы.
Альбом "Cerrone IV: The Golden Touch" всегда был культовым для диджеев хип-хопа и рэпа, потому что в песне "Look for Love" на второй стороне пластинки звучит один из первых в мире брейк битов. Посреди песни музыка замолкает, и играет один Серрон на своих барабанах, и это соло не похоже на классические роковые или джазовые забои. Этот брейк бит впоследствии был растаскан музыкантами всего мира виде сэмплов на сотни записей.
На этот раз, из постоянных членов команды в работе над альбомом не принял участие Ален Висняк.
Клубы приняли композиции "Je Suis Music" и "Look for Love", отправив песни в десятку лучших диско-чарта в конце 1978 и начале 1979 года. Выпущенный как 7-дюймовый сингл в Великобритании, "Je Suis Music" вошел в британский "Топ-40"
Закат Серрона
До 1979 года Марк Серрон записывал и микшировал свои альбомы исключительно в Лондоне на Trident Studios. "Cerrone V - Аngelina" (1979) стал первым альбомом, запись которого полностью была сделана в США, на двух студиях Лос-Анджелеса, а на Trident делалось только сведение.
К написанию композиций для альбома снова подключился Ален Висняк, но на этот раз за пультом не было Дона Рэя. Название альбома намекало на то, что местом его создания является Город Ангелов. К записи альбома Серрон привлек также участников группы Toto Стива Люкатера ( Steve Lukather) и Дэвида Хангейта (David Hungate)
Однажды вечером я встретил группу Тото в клубе в Лос-Анджелесе . Я попросил их прийти посмотреть на мою запись. Мы закончили тем, что играли вместе...
Открывающий трек "Rock Me" был забористым сплавом рока и диско. (Он мне страшно нравился в детстве, правда был в каком-то сборнике и я не знал, кто это играет). Конечно и предыдущем альбоме Серрон флиртовал с роком, но "Rock Me" ознаменовал новый этап этих отношений. Также, в "Rock Me" и в слeдующей за ней композиции "Angelina", Серрон впервые запел по английски, с забавным акцентом. Вторая сторона альбома не содержала каких-либо поп-роковых экспериментов, и представляла собой идеальное, иконописное диско. Но, несмотря на все вышеперечисленные изыски, "Rock Me" не продвинулась дальше 56 позиции танцевального чарта Billboard, а сам альбом не попал даже в сотню.
Но вины Серрона в этом не было, просто эпоха диско в Америке взяла и закончилась. Если на счёт других музыкальных течений поклонники могут спорить вести споры в духе "рок-н-ролл жив или мертв" , то у диско в Америке есть четко установленная дата смерти, после которой оно превратилось в гальванизированного мертвеца.
12 июля 1979 года стало известно как "День, Когда Диско Умерло" из-за «Disco Demolition Night» - анти-диско-демонстрации, которая началась в Чикаго на бейсбольном матче между командами White Sox и Detroit Tigers и переросла в массовые беспорядки, в которые была вынуждена вмешаться полиция, арестовав кучу народа.
История вражды рок-фанатов Чикаго к диско тянулась в течение года, но никто не ожидал , что она выльется а такие формы. Данное событие явилось спусковым крючком для лидеров музыкальной индустрии, которые дружно прикрутили для диско краник. Учитывая то, что всякого кампанейщина в Штатах очень заразительна, вся пресса дружно объявила о смерти диско и возрождении рока, а чарты полностью очистились от композиций в стиле диско: если на 21 июля 1979 года, в "Топ-10 "находились 6 диско-песен, то к 22 сентября их не осталось ни одной.
Вот так неожиданно оборвалась диско-эпопея Марка Серрона. Он ещё несколько лет пытался искать пути к возвращению в топы, и это уже совсем другая история. США оказались для него практически потеряны: диско-окно которое распахнулось для европейцев в середине 70-х, с треском захлопнулось.
Постскриптум
Что ещё хотелось бы сказать про нашего героя..
Начиная цикл постов о Французском ДискоНашествии, я не собирался уделять Серрону слишком много внимания, но тщательное прослушивание его музыки показало мне , что я существенно недооценивал его творчество. Только употребление полных альбомов, со всеми этими удлиненными треками, да на хорошей аппаратуре, открыло мне, насколько круто были сделаны эти вещи, насколько элегантны и изощренно аранжированы композиции. Все работы Серрона несут печать особого стиля, который выделяет его даже на фоне других, не менее выдающихся диско-исполнителей.
Конечно по его биографии при написании поста появились вопросы: я так и не понял откуда у Марка в 24 года появилось столько денег, когда он начал сольную карьеру. Что-то он мог заработать в Kongas, но при всем уважении к этой команде, это не Quеen и не Pink Floyd. А у Марка были деньги на покупку магазина грампластинок и на выпуск альбома за счёт собственных средств. Причем это не наши времена, когда альбом можно записать и смикшировать в домашней студии и нарезать на болванки, или вообще разместить в сети. Диско - довольно затратный для записи стиль, в нем активно использовались струнные и духовые инструменты (сэмплов то ещё не было), привлекалось большое количество музыкантов. И записывался Серрон не где-нибудь, а в Traident Studios, которая по оснащению превосходила легендарную Abbey Road, и в которой работали самые крутые английские исполнители того времени.
Также мутновато и во взаимотношениях Серрона с его партнерами. Про историю с Алеком Костандиносом я уже упомянул, но и второй соавтор Серрона, Ален Висняк на своем личном сайте тоже неоднозначно отзывается об этом периоде своей работы. Он не пишет прямо, но по употребляемым им странным выражениям создается впечатление, что он намекает на то, что именно он является настоящим автором "Cerrone Paradise" и "Supernatural". В общем , на поверку Золушка оказывается не совсем Золушкой, а где-то даже и Злой Мачехой.
В любом случае, диско-проект Cerrone явился выдающимся музыкальным событием своего времени, и слушать его интересно до сих пор. Как выразился про Марка Серрона другой известный музыкант и продюсер, основатель группы Chic Найл Роджерс (Nile Rodgers)
Вклад Серрона в мировую диско, электронную и танцевальную музыку возможно настолько же значителен, как и у Джорджо Мородера или "Крафтверк". Но у Мородера был козырь - Донна Саммер, а у Серрона - только он сам".
Так закончилась история о Марке Серроне, но не закончился рассказ о Французском DiscoНашествии
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии. Также на моем канале вы можете прочитать :