Найти в Дзене

Французское ДискоНашествие 70-х Часть 8 1/2: Как ансамбль "Спейс" создал проблемы для советской музыкальной цензуры

Оглавление

Сложно сказать, состоялся ли вообще выпуск альбома Magic Fly в СССР в 1983 году, если бы его издание не было частью большого мероприятия по организации грандиозных гастролей Дидье Маруани в СССР.

Начало в статьях:

Часть 7: Волшебный полет группы Space ;

Часть 8: Space-волшебный полет продолжается. Что происходило за кулисами проекта

Насколько я понимаю, данные гастроли рассматривались нашими партийными функционерами как ответ на вызов времени и предложение советским слушателями  идеологически нейтральной замены всему тому музыкальному разнообразию, которое просачивалось в СССР изо всех щелей. 

Выбор кандидатуры Дидье был не случаен: Маруани всегда подчеркивал свою приверженность левым взглядам, хорошо отзывался об СССР и советских достижениях, ну и семейные связи вероятно опять сыграли свою роль: большую часть гастролей французских исполнителей в СССР в 70-е годы, организовывал дядюшка Шарли Маруани. 

-2

Трудно объяснить, почему для поддержки гастролей решили выпустить именно старый Magic Fly, а не свежий диск Paris-France-Transit, поскольку советским издателям пришлось изрядно помучиться, чтобы протащить его через существующие цензурные рогатки. 

Во-первых, ни под каким видом не могла быть пропущена  единственная на альбоме песня "Carry On,Turn Me On", в которой сексом было пропитано все: от текста до манеры исполнения. Поэтому в советском издании её благополучно выкинули, заменив на "Just Blue" из третьего альбома группы, что возможно было нарушением лицензионного соглашения. 

Во-вторых, пришлось креативно подойти к переводу названий композиций: так "Бархатное Изнасилование" (Velvet Rape), превратилось в "Вежливое Похищение", "Баллада о Космических Любовниках" (Ballade For Space Lovers) съежилась до просто "Баллады", а "Летающий Кошмар"(Flying Nightmare) превратился в "Наваждение". 

В-третьих, неожиданная проблема возникла с обложкой альбома. По каким-то причинам советским издателям не подошёл ни один из двух вариантов конвертов, которые были выпущены в 1977 году. Возможно , этого не позволили сделать идущие в то время тяжбы из-за названия и наследства Space. 

Так что, для советского издания был разработан свой дизайн - с фотографией Дидье, на которой он романтично позирует на фоне какого-то сеновала. Был использован ранее не публиковавшийся снимок из фотосессии, которая делалась для оформления итальянского издания сингла Дидье Маруани "Temps X" 1979 года.

-3

Когда уже вышел пилотный тираж, цензоры с ужасом заметили на груди Дидье вызывающе-огромный крест. Вышел скандал, срочно пришлось менять полиграфию, и следующие тиражи шли уже с отретушированной фотографией.

Обложка пилотного  тиража "Magic Fly"
Обложка пилотного тиража "Magic Fly"

Обратная сторона конверта пилотного тиража Magic Fly
Обратная сторона конверта пилотного тиража Magic Fly
Идеологически правильная обложка
Идеологически правильная обложка
Идеологически правильная обратная сторона конверта
Идеологически правильная обратная сторона конверта

Вот как рассказывала журналистам об этой истории начальник отдела кадров "Мелодии" Ольга Маркина

Контроль за идейным содержанием музыкальной продукции сильно донимал?
— Ну как сказать. Для нас это была часть служебных обязанностей — и только. Все, что выпускалось из-под станка, отправлялось курьером прямо с завода...
— ?
— ...в ЦК партии. Это был отдел культуры в ЦК: три или четыре человека нам постоянно звонили и, как принято было выражаться, курировали. Давали указания. Валерий Васильевич (Сухорадо, директор "Мелодии" прим. Автора) буквально вставал из-за стола, когда звонили из ЦК.
— Политических ошибок вы все же, надо думать, не избежали?
— А как же. Была такая французская группа Space, мы по лицензии выпустили ее пластинку. Отправили экземпляр в ЦК. Они посмотрели конверт, обнаружили на груди у солиста Дидье Моруани непонятный крест и сказали: «Изъять немедленно!» А тираж был уже готов.
— Я хорошо помню эту «винилку». Моруани там стоит в каком-то балахоне на фоне соломенных снопов, но уже без креста. Старый тираж уничтожили?
— Конверты — да. Поменяли всю полиграфию и расфасовали по новой. Сухорадо был вне себя от злости. Он на каком-то спичечном коробке отыскал похожий крест и радостно побежал в ЦК с этим коробком. Но его там быстро приструнили: «Что вам велят, то и делайте. И не надо никакой отсебятины».

Как видно на фото, на всякий случай переработали и оформление задней части конверта, переставив список композиций на другую сторону и существенно сократив справочную информацию о группе. Какое-то количество "неправильных" экземпляров избежало уничтожения и стало предметом охоты коллекционеров.

Так советские люди получили возможность официально познакомиться с актуальной диско-музыкой шестилетней давности. Альбом, помимо диска-гиганта, также выходил "в рассыпуху" на миньонах. Причём на все песни винил почему-то пожалели, поэтому "Синева" и "Танго в Космосе" были выпущены только на гибкой пластинке в "моно".

-8

Также можно почитать предыдущие статьи цикла :Французское ДискоНашествие 70-х:

🇫🇷 Часть 1 :Cerrone

🇫🇷  Часть 2 :Как песенка про девушку без комплексов стала первым французским диско-хитом

🇫🇷 Часть 3 :Как французы придумали самую забавную и неприличную диско-группу

🇫🇷 Часть 4 :Belle Epoque или что получается от межвидового скрещивания диско и рока

🇫🇷 Часть 5: Как звезда эстрады Шейла решила стать Королевой Дискотеки

🇫🇷 Часть 6: Кругосветная дискотека группы Voyage

🇫🇷 Часть 7: Волшебный полет группы Space

🇫🇷 Часть 8: Space-волшебный полет продолжается. Что происходило за кулисами проекта