Найти в Дзене
АвтоДвиж

Пока в Москве режут троллейбусы, под Минском построили троллейбусный завод

Эксклюзивные фото производства электротранспорта МАЗ без прикрас.

Когда вначале 90-х Минский автозавод открывал свое автобусное производство, то его заявленные мощности были рассчитаны на 500 единиц техники в год. Тогда казалось, что это неимоверно много, и если завод сможет выйти на такой уровень – будет очень круто. Но пассажирские МАЗы оказались гораздо лучше, чем предполагали их создатели, и в 2000-х они успешно компенсировали падение спроса на грузовики. К 2020-му мазовцы выпускали до 2500 автобусов в год – пятикратное превышение первоначальных сборочных мощностей!

Естественно, МАЗ перестал справляться с потоком заказов, и очередь ожидания готовых машин начала затягиваться на месяцы. А это уже не нравилось клиентам – машины на маршруты нужны были срочно. Белорусы оттягивали постройку дополнительного завода по выпуску пассажирской техники, но в 2019 году на завод прилетел контракт на поставку сотни троллейбусов в Минск, и МАЗ сдался…

Предприятие со скромным названием «Сборочное производство пассажирского электротранспорта» было торжественно открыто 29 декабря 2020 года.Его МАЗ построил совместно с компанией «ЭТОН». По документам это считается одним из цехов МАЗа, просто расположенный в другом городе. И главное в этот момент - не повестись на эту удочку.

На самом деле неприметный цех, в котором работает 150 человек, рассчитан на выпуск 300 единиц электротранспорта в год! И речь не идет об установке зеркал, сидений и токоприемников. Это полноценный завод по выпуску троллейбусов, где все начинается с голого каркаса.

Сам цех представляет собой помещение с общей площадью более 6600 кв. метров. В корпусе предусмотрены помещения для администрации, но основная часть, естественно, отдана под производство.

Внутри светло, тепло и очень аккуратно. С учетом того, что меня на производстве персонально не ждали, а с момента открытия прошло уже три месяца, могу констатировать - порядок здесь поддерживается образцовый. Если МАЗ решится когда-нибудь присоединиться к популярному в Белоруссии промышленному туризму – лучшего места, чем новый цех, не найти. И интересно, и безопасно, и эмоций будет с избытком.

Протяженность технологической линии составляет 180 метров.Сам процесс производства троллейбусов организован по постовому принципу и представляет собой как бы три отдельных линии.

Первая линия – путь от «набора сваренных металлических трубок» до окрашенного кузова. Каркас завозится в цех даже без колес. Мостами, обшивкой, навесными панелями он «обрастает» уже в процессе продвижения. В момент моего посещения в этой части находилось 13 кузовов в различной степени готовности. Как видите, еще есть запас на пару единиц, но не больше.

Вторая линия является вотчиной «ЭТОН». Здесь кузов обрастает электрической начинкой, хоть и не всей. Несмотря на то, что «территория «ЭТОН» отгорожена от МАЗа сетчатым забором, досборка и отладка электрооборудования происходит и там, и там. Вся разница в фирменной одежде сотрудников. Только по ней можно определить, чьи работники проводят ту или иную операцию.

На третьей линии интереснее всего. Именно здесь голый кузов превращается в полноценный троллейбус. Пройдя от начала до конца, можно увидеть все стадии преображения машины. Только что ты смотрел на путаницу проводов и трубок, а через четыре машины – уже обычный салон с сиденьями и обшивкой.

На линии я насчитал 11 машин. С учетом троллейбусов, находящихся на двух других линиях, и в окрасочной камере – одновременно в работе находится около 30 единиц техники. Много это или мало – решайте сами.

Основной продукцией нового производства сейчас являются троллейбусы МАЗ 203Т70. Как вы видели по фото, именно они сплошной массой заполняют все пространство цеха.

Машина представляет собой «низкопольник» на базе МАЗ 203, рассчитанный на перевозку от 88 до 102 пассажиров в зависимости от планировки салона. В данной конкретной комплектации в салоне 31посадочное место, из которых 4 являются «социальными» - стоят на низком полу.

Фишка модификации – увеличенный запас автономного хода. Аккумуляторы позволяют троллейбусу пройти до 20 км без контактной сети. Места батареи, конечно, занимают много, но оно того стоит.

Кроме Минска МАЗ 203T70 эксплуатируют также в Витебске и Гомеле.

На презентации сборочного производства электротранспорта была озвучена информация, что выпускать в новом цехе будут не только троллейбусы. Предполагается, что именно сюда переедет сборка и электробусов МАЗ 303E. В настоящее время и автобусы, и электробусы МАЗ третьего поколения производят на заводе в Минске. Когда именно весь электротранспорт МАЗ перебазируется в Жодино непонятно. Судя по загруженности производства – не скоро.

Электробус МАЗ 303E10 – будущая продукция цеха в Жодино
Электробус МАЗ 303E10 – будущая продукция цеха в Жодино

А пока «электроцех», кроме законченного продукта в виде вышеуказанных троллейбусов МАЗ 203T, собирает и «полуфабрикаты» для Уфимского трамвайно-троллейбусного завода (УТТЗ). Изделие, именуемое МАЗ 203TM7, представляет собой полностью готовый кузов, с собранным салоном, пассажирскими сиденьями и упакованной кабиной водителя. Не хватает только части электрооборудования: аккумуляторных батарей, токоприемников и еще некоторых элементов. Все недостающие детали машина получает непосредственно в Уфе, превращаясь в новый троллейбус УТТЗ-624101 «Горожанин».

В настоящий момент УТТЗ уже поставил в Уфу 10 единиц УТТЗ-624101. Также объявлено о победе в тендере на поставку 68 новых троллейбусов в Чебоксары. Похоже, без работы УТТЗ, а, следовательно, и МАЗ точно не останутся.

И в завершение, еще немного приятных новостей. Подтвердилась информация, ранее промелькнувшая в СМИ. На основной территории автозавода в Минске выделено-таки место для постройки нового цеха по сборке автобусов. Что именно и в каких объемах там будут собирать, пока непонятно. Но текущая линейка пассажирской техники МАЗ включает 11 основных моделей трех различных поколений. Полагаю, работы хватит.

-10