Начало.
В 863 году, по приглашению Князя Ростислава, в Великоморавию прибывают братья Кирилл и Мефодий. С их помощю великоморавский владетель надеется ограничить влияние франкского (немецкого) духовенства. Как уже было упомянуто в первой части, в ‘Венецианском диспуте’ Кирилл успешно защищает право церковных проповедей на славянском языке, а так-же и право на жизнь созданной братьями славянской писменности. Кирилл и Мефодий, обучают сотни соратников-последователей. Однако в 885 г. после смерти Мефодия (Кирилл умирает в 869 и похоронен в Римской базилике Сан Клементе) ситуация резко меняется, проповеди на славянском языке в Великоморавии запрещены, а последователи братьев подвергаются преследованиям, окованы и брошены в темницу. Большинство из них проданы в рабство, но часть успеваeт сбежать в Болгарию, где находит радушный прием со стороны Князя Бориса.
В исторической науке существует так-же гипотеза, согласно которой, Борис заступился (откупил свободу) некоторых учеников Кирилла и Мефодия у великоморавских властей. Она весьма правдоподобна, так как хорошо объясняет неожиданное их освобождение и беспрепятственный, из уже враждебной им Великоморавии, приезд в Болгарию. Так или иначе Климент, Наум и Ангеларий в начале 886 г. прибывают в столицу Болгарии Плиску, где они с почестями встречены Князем. Позже к ним присоединился еще один из учеников братьев – Константин, вошедший в историю как Константин Преславский.
Сведения о встрече, в 863 г., еще до крещения, Бориса с Мефодием, позволяют предположить, с высокой степенью вероятности, что их контакты продолжились и впредь и болгарский Князь был достаточно подробно осведомлен, о деятельности Кирилла, Мефодия и их учеников в Великоморавии. Тем более, что у недавно крещеной Болгарии, необходимость в церковнослужении и книгах, на понятном, для большей части народа, славянском языке, была достаточно острой, а опасность черезмерного усиления ромейского влияния, из-за использования греческого в храмах – высокой. Исходя из этого, массово принятое убеждение, что славянская писменность – глаголица, созданная братьями Кириллом и Мефодием, появилась в средневековой Болгарии, лишь с приходом Климента, Наума и Ангелария выглядит весьма
сомнительно. А вот массовое распространение она получила действительно после того, как по поручению и при активной поддержке болгарского Князя и всего политического и финансового могущества болгарского государства, Климент и Наум создают школы, соответствено в Охриде, и Плиске, а потом и в новой столице – Преславе, где начинают обучать уже сотни и тысячи своих учеников. После неуспеха в Великоморавии, славянская писменность широко распространилась и утвердилась в средневековой Болгарии, а уже отсюда, позже, была перенесена к другим славянским народам. Написанные в Болгарии, на славянском языке, книги, позволили христианству быстро распространиться среди славянских народов восточной части Европы, в частности и на Руси. Расцвет культуры славянских народов, на основе собственной письменности, начался именно в Болгарии, где на пороге десятого века, уже вышедшея далеко за границы культурно-просветительских центров в Преславе и Охриде, она труимфально шествовала по всей стране. И если лавры создания славянской письменности и ее признания церковью принадлежат бесспорно Святым братьям Кириллу и Мефодию, то заслуга за ее сохранение и распространение, принадлежит прежде всего Болгаии и ее Князю Борису-Михаилу, который создал в своей стране все необходимые условия, для ее расцвета. Заслуга, которая неоценима.
Сама Глаголица, оказалась не совсем удобной, поэтому где-то на пороге или в начале десятого века была переработана в более удачную форму, которая позже получила название Кириллица.
Принято считать, что автором этой переработки, является Климент, а место, где она увидела свет – Охрид. Так ли это в действительности или нет, доподлинно неизвестно, но и, думаю, не так уж и важно. Гораздо важнее, что без собственной славянской письменности, народы восточной Европы не смогли бы создать и сохранить свою самобытную культуру.
Сегодня Кириллицу используют свыше 300 миллионов людей в Европе и в Азии. С 2007-ого года, она является оффициальной азбукой в ЕС, вместе с латиницей и греческим альфавитом. С 2017 г. доступны и интернет – домейны на Кириллице.День славянской письменности и культуры празнуется в Болгарии 24-ого мая уже свыше двухсот лет, а делу Кирилла и Мефодия посвящен специальный гимн.
Известному французскому лингвисту Роже Бернару принадлежат слова: ‘Спасая дело Святых Кирилла и Мефодия, Болгария заслужила признательность и уважение не только славянских народов, но и всего мира. И это будет так, пока человечество вкладывает настоящее содержание в такие слова, как прогресс, культура и человечность’.