Найти тему
Болгария русским.

Борис I. Часть вторая – Аз, буки, веди, глаголи...

Начало.

В 863 году, по приглашению Князя Ростислава, в Великоморавию прибывают братья Кирилл и Мефодий. С их помощю великоморавский владетель надеется ограничить влияние франкского (немецкого) духовенства. Как уже было упомянуто в первой части, в ‘Венецианском диспуте’ Кирилл успешно защищает право церковных проповедей на славянском языке, а так-же и право на жизнь созданной братьями славянской писменности. Кирилл и Мефодий, обучают сотни соратников-последователей. Однако в 885 г. после смерти Мефодия (Кирилл умирает в 869 и похоронен в Римской базилике Сан Клементе) ситуация резко меняется, проповеди на славянском языке в Великоморавии запрещены, а последователи братьев подвергаются преследованиям, окованы и брошены в темницу. Большинство из них проданы в рабство, но часть успеваeт сбежать в Болгарию, где находит радушный прием со стороны Князя Бориса.

Св.Седмочисленицы и Князь Борис. Художник Васил Горанов. Фото из общедоступных источников.  Братья Кирилл и Мефодий и их пятеро учеников, Ангеларий, Горазд, Климент, Наум и Сава, канонизированы Болгарской Православной церковью под общим именем ‘Свети Седмочисленници’.
Св.Седмочисленицы и Князь Борис. Художник Васил Горанов. Фото из общедоступных источников. Братья Кирилл и Мефодий и их пятеро учеников, Ангеларий, Горазд, Климент, Наум и Сава, канонизированы Болгарской Православной церковью под общим именем ‘Свети Седмочисленници’.

В исторической науке существует так-же гипотеза, согласно которой, Борис заступился (откупил свободу) некоторых учеников Кирилла и Мефодия у великоморавских властей. Она весьма правдоподобна, так как хорошо объясняет неожиданное их освобождение и беспрепятственный, из уже враждебной им Великоморавии, приезд в Болгарию. Так или иначе Климент, Наум и Ангеларий в начале 886 г. прибывают в столицу Болгарии Плиску, где они с почестями встречены Князем. Позже к ним присоединился еще один из учеников братьев – Константин, вошедший в историю как Константин Преславский.

Княз Борис встречает Климента, Наума и Ангелария в Плиске. Художник Димитър Гюдженов. Фото из общедоступных источников.
Княз Борис встречает Климента, Наума и Ангелария в Плиске. Художник Димитър Гюдженов. Фото из общедоступных источников.

Сведения о встрече, в 863 г., еще до крещения, Бориса с Мефодием, позволяют предположить, с высокой степенью вероятности, что их контакты продолжились и впредь и болгарский Князь был достаточно подробно осведомлен, о деятельности Кирилла, Мефодия и их учеников в Великоморавии. Тем более, что у недавно крещеной Болгарии, необходимость в церковнослужении и книгах, на понятном, для большей части народа, славянском языке, была достаточно острой, а опасность черезмерного усиления ромейского влияния, из-за использования греческого в храмах – высокой. Исходя из этого, массово принятое убеждение, что славянская писменность – глаголица, созданная братьями Кириллом и Мефодием, появилась в средневековой Болгарии, лишь с приходом Климента, Наума и Ангелария выглядит весьма

Созданная братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука Глаголица, соответствовала, в отличие от греческого и латинского алфавита, точно и правилсно, фонетике славянского языка. Фото из общедоступных источников.
Созданная братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука Глаголица, соответствовала, в отличие от греческого и латинского алфавита, точно и правилсно, фонетике славянского языка. Фото из общедоступных источников.

сомнительно. А вот массовое распространение она получила действительно после того, как по поручению и при активной поддержке болгарского Князя и всего политического и финансового могущества болгарского государства, Климент и Наум создают школы, соответствено в Охриде, и Плиске, а потом и в новой столице – Преславе, где начинают обучать уже сотни и тысячи своих учеников. После неуспеха в Великоморавии, славянская писменность широко распространилась и утвердилась в средневековой Болгарии, а уже отсюда, позже, была перенесена к другим славянским народам. Написанные в Болгарии, на славянском языке, книги, позволили христианству быстро распространиться среди славянских народов восточной части Европы, в частности и на Руси. Расцвет культуры славянских народов, на основе собственной письменности, начался именно в Болгарии, где на пороге десятого века, уже вышедшея далеко за границы культурно-просветительских центров в Преславе и Охриде, она труимфально шествовала по всей стране. И если лавры создания славянской письменности и ее признания церковью принадлежат бесспорно Святым братьям Кириллу и Мефодию, то заслуга за ее сохранение и распространение, принадлежит прежде всего Болгаии и ее Князю Борису-Михаилу, который создал в своей стране все необходимые условия, для ее расцвета. Заслуга, которая неоценима.

Сама Глаголица, оказалась не совсем удобной, поэтому где-то на пороге или в начале десятого века была переработана в более удачную форму, которая позже получила название Кириллица.

Самая древняя, нынче известная, надпись на Кириллице, в Болгарии. Скальный монастырь, близ деревни Крепча. Надпись сделана монахом Антонием в 921 г. Фото из общедоступных источников.
Самая древняя, нынче известная, надпись на Кириллице, в Болгарии. Скальный монастырь, близ деревни Крепча. Надпись сделана монахом Антонием в 921 г. Фото из общедоступных источников.

Принято считать, что автором этой переработки, является Климент, а место, где она увидела свет – Охрид. Так ли это в действительности или нет, доподлинно неизвестно, но и, думаю, не так уж и важно. Гораздо важнее, что без собственной славянской письменности, народы восточной Европы не смогли бы создать и сохранить свою самобытную культуру.

Глаголица и Кириллица существовали и пользовались параллельно в славянском мире достаточно долго. Каменная надпись на Глаголице, датируемая началом XII века. Фото из общедоступниых источников.
Глаголица и Кириллица существовали и пользовались параллельно в славянском мире достаточно долго. Каменная надпись на Глаголице, датируемая началом XII века. Фото из общедоступниых источников.

Сегодня Кириллицу используют свыше 300 миллионов людей в Европе и в Азии. С 2007-ого года, она является оффициальной азбукой в ЕС, вместе с латиницей и греческим альфавитом. С 2017 г. доступны и интернет – домейны на Кириллице.День славянской письменности и культуры празнуется в Болгарии 24-ого мая уже свыше двухсот лет, а делу Кирилла и Мефодия посвящен специальный гимн.

Плакат болгарского художественного фильма Борис Первый. Его снимали в 80-х годах двадцатого века. Фото из общедоступных источников.
Плакат болгарского художественного фильма Борис Первый. Его снимали в 80-х годах двадцатого века. Фото из общедоступных источников.

Известному французскому лингвисту Роже Бернару принадлежат слова: ‘Спасая дело Святых Кирилла и Мефодия, Болгария заслужила признательность и уважение не только славянских народов, но и всего мира. И это будет так, пока человечество вкладывает настоящее содержание в такие слова, как прогресс, культура и человечность’.