Мировое автопроизводство находится примерно между стандартами Евро-6 и Евро-7, но еще с экостандарта Евро-2 в выхлопных системах автомобилей применяется каталитический нейтрализатор. Как знают многие, это такой керамический блок с тонкими продольными отверстиями. Катализатор прогревается от температуры выхлопных газов и в нем догорают остатки несгоревшего в двигателе топлива. Это делает выбросы безопаснее для окружающей среды, а потому обязательно к использованию в странах Европы, в США, как и в многих других странах мира.
Система простая и эффективная, но не без проблем. Катализатор может забиваться остатками топлива и маслом, из-за этого нарушается поток газов, он создает мелкую пыль, которую обратным потоком затягивает в цилиндры. И это автоматически отправляет двигатель в металлолом.
Поэтому многие автолюбители предпочитают вырезать катализатор и вварить вместо него пламегаситель, а потом программным путем отключить второй датчик кислорода (ведь он будет фиксировать выхлопы с нарушением по отработанным газам.
Чаще всего автовладелец платит сервису и за вырезание катализатора, и за «глушение» датчика кислорода. Да еще и оставляет обломки катализатора на сервисе.
Но мало кто знает, что при производстве катализаторов используется палладий – этот металл сейчас стоит почти 3000 долларов за унцию. Изначально в производство шла платина, но она была слишком дорогой, и ее заменили более дешевым (на тот момент) палладием. Сейчас платина стоит намного дешевле, но назад пути нет – все производства адаптированы именно под использование палладия.
Поэтому оставлять катализатор на сервисе или выбрасывать его в мусор – не лучшая идея, ведь это настоящий клад.
В России уже открываются пункты по приему старых катализаторов, и цены достаточно солидные:
- керамические катализаторы – до 100 тысяч рублей за килограмм;
- дизельные катализаторы – до 60 тысяч рублей;
- сажевые катализаторы – до 20 тысяч рублей;
- металлические катализаторы – до 11 тысяч рублей.
А самые продвинутые компании могут даже проверить содержание ценного металла через рентген и максимально точно оценить лом.
Как правило, в крупных городах уже есть сервисы, где катализатор вырежут бесплатно – то есть, за его стоимость. Но нужно заранее просчитать, насколько это выгодно – нейтрализаторы от некоторых моделей могут стоить до 50-60 тысяч рублей, тогда как услуги сервиса – гораздо дешевле. При грамотном подходе можно получить даже некоторую «сдачу» от сделки, особенно если катализатор – редки и дорогой.
Но еще лучше не вырезать катализатор – за исключением некоторых моделей (вроде Hyundai Solaris) они при правильном обслуживании автомобиля могут прослужить сотни тысяч километров. Катализатор не только защищает окружающую среду от вредных выбросов, но и устраняет неприятный запах от выхлопа, а еще снижает уровень шума от автомобиля.
Поэтому многие водители уже предпочитают заменить изнашивающийся катализатор на новый – для этого даже продаются специальные вставки, чтобы не покупать весь катколлектор в сборе.