Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

5 самых важных паровозов СССР и России: от Э до П36

Оглавление

Если вы уже давно читаете Город Моторов, то должны были натыкаться на мои статьи про советские паровозы, которые я встретил в нижегородском музее «Паровозы России».

Сегодня я хочу подвести логическую черту и собрать в одном материале 5 самых-самых паровозов, которые вы можете там встретить. Фактически, тут представлены все самые важные типы паровозов, выпускавшиеся в России и СССР.

Паровоз серии Э — самый массовый в мире

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Паровоз Э стал первым в России паровозом, построенным по схеме 0-5-0. Его разработали еще в 1909 году по заказу Владикавказской железной дороги, а массовый выпуск для других железных дорог начался в 1912 году и продолжался до 1957 года.

Эти паровозы сыграли огромную роль для нашей страны. Можно смело сказать, что это самые важные паровозы для истории России и СССР.

Они прошли Первую мировую, Гражданскую, финскую и Великую Отечественную войны, участвовали во множестве сражений и побывали в горячих точках.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Но главное, что паровозы серии Э (учитывая все модификации) изготовили в количестве 11 тысяч штук.

По этому показателю, а также по длительности производства, паровоз серии Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения и локомотивостроения.

Машина получилась очень надежной и максимально неприхотливой. К тому же конструкторы разных заводов постоянно трудились над усовершенствованием.

Поэтому паровозы последних лет выпуска (серия Эр) по своей эффективности не уступала мировым аналогам.

Паровозы Эш и Эг — первый опыт строительства за рубежом

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Паровозы серии Эг и Эш также относятся к паровозам серии Э, но имели одну крайне любопытную и очень важную особенность.

К началу 20-х годов прошлого века положение на дорогах страны было критичным, а война требовала всё больше паровозов.

Отечественные заводы не могли без тотальной реконструкции быстро пополнить железнодорожный парк, поэтому было решено разместить заказ на 500 и 700 паровозов в Швеции и Германии, соответственно.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Паровозы серий Эг и Эш стали первым случаем в мировом паровозостроении, когда экземпляры на заводах в разных странах изготавливали по единым шаблонам.

500 шведских паровозов изготовили на заводе АО «Нидквист и Гольм» в Трольгеттане. Они получили обозначение Эш.

В Германии партию из 700 паровозов разделили между 19 заводами, поэтому закончили их производить значительно быстрее. Немецкие получили обозначение Эг.

Паровоз серии ЛВ — самый совершенный

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Паровоз серии ЛВ считается одним из самых совершенных советских паровозов и последний построенный магистральный паровоз в СССР.

Он представлял собой модернизацию довоенного паровоза серии Л. Основным отличием стало изменение осевой формулы с 1-5-0 на 1-5-1.

Дополнительная поддерживающая ось в задней части шасси паровоза позволила снизить осевой вес и установить оборудование, повышающее эффективность паровоза.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Разработка была поручена Ворошиловоградскому паровозному заводу, от чего в индексе серии и появилась буква В.

Паровоз ЛВ также получил более мощный котел, водоподогреватель системы Брянского завода, централизованную смазку и другие более мелкие изменения.

Его производство началось в 1951 году. Паровоз выдавал касательную мощность 3590 л.с. — наибольший показатель среди всех советских паровозов.

Выпуск продолжался недолго — до 1956 года, когда правительство СССР на очередном съезде КПСС решило взять курс не строительство тепловозов.

Паровоз П36 — самый красивый

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

После окончания войны объем пассажирских перевозок стал быстро расти, а вместе с этим возникла необходимость в более мощном пассажирском паровозе.

Так появился П36, который считается апофеозом советского паровозостроения.

Он получил новейшие технические решения, включая цельносварной котел, механический углеподатчик, воздушный привод реверса, брусковую раму и водонагреватель.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

А еще он был невероятно красивым: боковые обтекатели придавали паровозу стремительную форму, а коэффициент полезного действия составлял 9,22% (у ЛВ был 9,27%).

Массовое производство паровозов П36 началось на Коломенском заводе в 1953 году, но уже в июне 1956 года выпуск завершился. Причина та же, что и в случае с ЛВ.

Тем не менее паровозы П36 оставались на магистральных линиях вплоть до 1974 года. Такие, между прочим, ходили по маршруту Москва — Ленинград. Путь занимал 9 с половиной часов.

Танк-паровоз серии 9П — самый массовый маневровый паровоз

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Использовать обычные паровозы для маневровых работ оказалось не слишком удобно. Тендер, прикрепленный сзади паровоза, мешал обзору при движении задним ходом, а конструкция шасси зачастую не позволяла нормально проходить крутые изгибы железнодорожного полотна.

Поэтому были придуманы танк-паровозы. Они отличаются тем, что не имеют тендера, а вода и топливо хранятся в ёмкостях (танках), установленных на самом локомотиве.

Правда наряду с плюсами у танк-паровозов были и минусы. Например, сцепной вес менялся одновременно с расходованием воды и топлива.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Танк-паровоз 9П был разработан Локомотивпроектом НКТП в 1934—1935 годах по схеме 0-3-0.

Их производили на Коломенском, Новочеркасском и Муромском заводах. Всего было изготовлено 3024 танк-паровозов 9П и 9Пм.

9П использовались практически во всех депо на советских железных дорогах. Считается, что эта серия стала последним советским паровозом нормальной колеи.

А теперь вопрос к вам: каких советские паровозы вы добавили в этот ТОП?