Найти в Дзене
Мамин Сибиряк

Почему в России низкие зарплаты и причём здесь производство и государство?

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы коснемся довольно интересного момента - почему у нас такие невысокие заработные платы и причём здесь производство и государство?
Фактор конкуренции как основной локомотив экономики
Один из основных критериев развития экономики любой страны, является фактор конкуренции. Именно конкуренция вынуждает производителей постоянно совершенствовать свой продукт,
Оглавление

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы коснемся довольно интересного момента - почему у нас такие невысокие заработные платы и причём здесь производство и государство?

Фактор конкуренции как основной локомотив экономики

Один из основных критериев развития экономики любой страны, является фактор конкуренции. Именно конкуренция вынуждает производителей постоянно совершенствовать свой продукт, сдерживать рост цен, да и в целом, конкуренция является неотъемлемой частью развития рынка и экономики.

Конкуренция способствует большему ассортименту на выбор покупателя и влияет на уровень цен.

Именно этот критерий и является индикатором здоровых рыночных отношений.

Но что случится, если одна компания будет получать привилегии от государства, а другие нет?

Речь идет не только о финансовой поддержки, но и даже о введении целых законопроектов.

Для примера, давайте рассмотрим отечественного производителя автомобилей - АвтоВАЗ.

В России есть такое понятие, как "таможенная пошлина". Суть её сводится к тому, что если вы хотите купить машину заграницей и ввести на территорию РФ, то вам будет необходимо заплатить пошлину.

https://quto.ru/journal/autorambler/rastamozhka-avtomobilya-skolko-eto-stoit.htm
https://quto.ru/journal/autorambler/rastamozhka-avtomobilya-skolko-eto-stoit.htm

То есть, если мы берем авто 2021 года, стоимостью около 1 млн. рублей и объем двигателя 2,5 куб.м, то сумма пошлины при ввозе авто составит аж 805 370 рублей.

То есть, это около 80% от стоимости автомобиля... И это еще не так много, как для более стареньких авто с большим объёмом двигателя.

Следовательно, стоимость импортных авто на территории РФ будет значительно дороже, чем "отечественный аналог".

Но в чём кроется вся проблема данного явления?

Суть в том, такие огромные ввозные пошлины дают необоснованное конкурентное преимущество всего одному игроку.

И такой игрок может производить продукцию худшего качества, но по более доступной цене, не чувствует рыночной конкуренции, что не способствует улучшению качества продукта и снижению цен.

Помимо прочего, такой игрок может накручивать стоимость своей продукции до того момента, когда покупатель уже будет отдавать предпочтению импортному аналогу, за большие деньги.
Вот в таких моментах, "Законы рынка" у нас работают...

Но самое главное - так как такой игрок имеет колоссальное преимущество и является монополистом на рынке (с уникальными конкурентными условиями), он имеет непосредственное влияние на уровень заработных плат.

https://mag.auto.ru/article/newrulesdiffsubs/
https://mag.auto.ru/article/newrulesdiffsubs/

Как монополия влияет на уровень зарплат?

Монополист, при отсутствии явных конкурентов на рынке, в состоянии самостоятельно устанавливать уровень оплаты труда в том объеме, который он считает приемлемым.

Допустим, средняя по региону.

А если таких монополистов (в разных отраслях экономики) много - какой же тогда будет средняя оплата труда на таких предприятиях?

И тут получается "замкнутый круг". Все смотрят на "среднюю по региону", и нет никакой необходимости никому из них её повышать. Зачем? Куда им еще идти? Хотят работать - будут работать.

Проблема в том, что конкуренция непосредственно влияет на уровень оплаты труда сотрудников. Если же фактор конкуренции низкий, или отсутствует вообще - то зарплаты в таких компаниях будут низкими.

Давайте смоделируем ситуацию, что какой-то крупный автоконцерн решит перенести всё своё производство в Россию.

Ему понадобятся квалифицированные сотрудники (коих обучать с нуля очень долго, а приглашать с родины - очень дорого), следовательно, он будет повышать оплату труда на аналогичных вакансиях конкурента, дабы переманить его персонал.

А теперь представьте, что таких компаний в стране будет десятки или даже сотни? Как тогда будет меняться оплата труда работников?

Всем нужны квалифицированные рабочие руки, и в условиях конкуренции компаний, неизбежно происходит повышение оплаты труда, так как такой работник станет востребованным, а спрос на рынке - значительно вырастит.

То есть, работников больше не стало, а вот компаний, которым он нужен - стало больше. Из-за этого фактора начинается конкуренция за сотрудников, которая будет выражаться в повышении оплаты труда и предоставлении более выгодных условий.

Именно по этой причине в сфере IT такие высокие заработные платы. Рост спроса на сотрудников превышает их предложение на рынке. Благо, для IT-тематики не требуются миллиарды вложений и заводы.

Именно в этом моменте, политика протекционизма и поддержки отечественного производителя государством именно вредит развитию рынка труда в стране, нежели помогает.

Низкий спрос на сотрудника не способствует росту заработной платы - в любой отрасли экономики.

Вывод

Стоит еще отметить один важный аспект - даже в России, не так много специализированных предприятий и заводов, дабы среди них была хоть какая-то значительная конкуренция за кадры.

Если бы в Россию пришли бы западные компании (много фирм), то уровень оплаты труда неизбежно бы вырос.

Но политика господдержки и протекционизма отечественного производителя никак не способствует развитию уровня заработных плат в стране до адекватных значений.

Это и есть одна из причин, почему реальные доходы населения падают из года в год.

Качество продукции не растет, цены - не падают, ибо на это нет никаких предпосылок. У них нет конкурентов, поэтому бороться особо-то и не с кем.

Не нравиться? Ну иди покупай старое ведро за такие же деньги или ищи еще миллион сверху на импортные авто...