История первая. Звездочки на Земле.
- Ишан, читай!
- Буквы танцуют!
Ишану Авасти, герою фильма “Звездочки на земле”, 8 лет. Он с трудом завязывает шнурки, не может поймать мяч, так как его мозг не успевает определить какого размера и с какой скоростью он летит и плохо учится в школе. Мир не понимает этого ребенка, даже собственный отец ругает его за упрямство и глупость, открыто показывая разочарование. После очередного провала экзаменов отец отправляет Ишана в школу-интернат, где мальчику становится ещё хуже. Но у Ишана есть уникальная особенность - он великолепно рисует и использует столько цветов, сколько обычный человек не может распознать. Жизнь мальчика меняется с появлением в его жизни учителя рисования Рама Никумба, который меняет отношение окружающих к ребенку, дав возможность раскрыть и показать свой талант. Большим триумфом стала для Ишана победа в конкурсе изобразительного искусства и его рисунок разместили на обложке школьного ежегодника.
История вторая. Прохладный ветер с гор.
Двенадцатилетний мальчик всерьез увлекается спортом. Школа дается с трудом, но в то же время, он признан самым ценным игроком хоккейной команды. “Стена” - такое прозвище получает непробиваемый вратарь. Непростые обстоятельства заставляют семью переезжать из одной страны в другую. Ребенок меняет несколько школ, а из школы искусств его исключают с формулировкой “за непокорность”. Он так и не получит аттестат о среднем образовании. Однако, эти обстоятельства не помешали ему стать звездой мирового масштаба. “Прохладный ветер с гор” - похоже на название романтического фильма, но именно так с гавайского переводится имя Киану. Ривз — не только талантливый актер и продюсер, он известный филантроп и принципиальный сторонник мира. В его фильмографии 92 фильма, 9 - он продюсировал сам. Киану Ривз создал собственный онкологический благотворительный фонд и пожертвовал миллионы долларов больницам, исследованиям раковых заболеваний и на защиту животных.
История третья. За стенкой.
Егор - ученик пятого класса школы, в которой работаю я. Кабинет, где он учится, находится по соседству, и я слышу раздраженный голос учителя. Позже в беседе выясняется, что Егор в очередной раз “нес чушь” и спорил. Учителю тяжело работать с ребенком, который читает и выражает мысли с трудом, допускает множество орфографических ошибок, не реагирует на замечания, часто нарушает дисциплину. Кроме того, у него трудности в общении с одноклассниками. Он отличается от окружающих и не понимает, что от него хотят. Сейчас ничего не скажу о его будущем, оно зависит от нас, от взрослых, нашего понимания и поддержки.
Эти истории объединяет одна проблема, один человеческий недуг - дислексия. Люди с дислексией имеют нарушения чтения, символы, часто они воспринимаются ими как абракадабра или набор закорючек. Эта проблема затрагивает от 5% до 17% населения. Грубо говоря, если в школе учится 500 детей, то у 50 из них может быть диагностирована дислексия.
Исследователи предполагают, что подобные неврологические расстройства распространены в разных странах, но частота распространения заболевания зависит от особенностей языка. Например, носители английского языка сталкиваются с этим чаще, так как их язык состоит всего из 40 звуков, но эти фонемы написаны, по некоторым подсчетам, 1120 способами. А вот носители итальянского языка, напротив, должны сопоставить 25 звуков речи только с 33 комбинациями букв. В этом плане фонетика русского языка мало чем отличается от итальянского: 33 буквы и 42 основных звука. Неудивительно, что дислексия у русских школьников встречается примерно в два раза реже, чем у британских.
Причина кроется в нарушении нейронных цепей головного мозга, используемых для чтения. Генетики объясняют это мутациями нескольких генов. То есть, это генетическое, передающееся по наследству, заболевание.
Степень проявления этого расстройства разная, но в любом случае, это влияет на учебу и самооценку ребенка. Известно, что человеческий мозг и, особенно, детский обладает нейропластичностью и ранняя диагностика поможет справится с проблемой.
Эти дети нуждаются в специализированной помощи, корректировочных занятиях, но прежде всего – в поддержке взрослого окружения. И мы можем им это дать, достаточно быть внимательными и чуткими друг к другу.