Найти в Дзене

Разбор акций ПАО "Обувь России" (ОР)

«Обувь России» – российская федеральная обувная компания. Один из лидеров среднеценового сегмента в РФ. Входит в ТОП-2 крупнейших операторов российского обувного рынка (на первом месте обувная сеть «Kari»). Основана в 2003 году. На данный момент открыто 895 магазинов, 172 из которых работают по франшизе в 361 городе России. Сеть развивает 5 различных обувных брендов. Компания не только реализует обувь, но и имеет собственные производства (2 производственные фабрики).

Руководитель

Генеральный директор – Антон Титов. Председатель Совета директоров – Шабайкин Вячеслав.

Антон Титов окончил факультет международных отношений Новосибирского государственного технического университета. Начинал карьеру в обувной компании «Вестфалика»: с 1997 года занимался внешнеэкономической деятельностью, а в 2001 году стал директором овчинно-мехового завода в составе ГК «Вестфалика». С 2003 года — учредитель и директор группы компаний «Обувь России».

Средний объем торгов: около 1,5 млн руб. в день.

Цена акции: 27 руб. на 29.04.2021

Дивидендная политика

Дивидендная политика была приняла 22 сентября 2017 года. Процентный размер дивидендных выплат не зафиксирован в политике, однако, по сообщением самой компании, в ближайшие годы на дивиденды будет направляться 20% от чистой прибыли по МСФО.

За историю компании дивиденды были выплачены дважды – за 2017 год в размере 2,32 руб. на акцию, а также за 2018 год в размере 2,36 руб. на акцию (20% от чистой прибыли компании по МСФО).

Дивидендная доходность: 5% годовых.

Периодичность дивидендных выплат: раз в год.

Уточнение от 18.05.2020: 15 мая 2020 года совет директоров Обуви России рекомендовал годовому общему собранию акционеров не выплачивать дивиденды за 2019 год из-за кризисной ситуации в отрасли.

В целом это всё может говорить о том, что компания обладает существенным потенциалом для наращивания ее объема в ближайшем будущем.

сторическая динамика

Долгосрочный тренд (с начала размещения): компания вышла на IPO 20.10.2017г по 140 руб. С тех пор котировки снижаются практически безостановочно. Падение ускорилось с ноября 2018г после объявления обратного выкупа. В итоге, с 20.10.2017г акции потеряли в цене 67%.

Среднесрочный тренд (последний год): с октября 2018г курс акций Обуви России снизился с 82 руб. до текущих 46 руб., потеряв 44%.

Краткосрочный тренд (последние полгода): 26.10.2018г по факту объявления обратного выкупа стоимость акций компании выросла за день на 21% с 82 до 100 руб., но затем нисходящий тренд лишь ускорился с наличием спекулятивных взлетов цены на 10-20% в день. После публикации сильной отчетности за 1 квартал 2019 года мог сформироваться восходящий тренд, когда цена акции постепенно поднималась с 46 руб. до 68 руб. Однако после выхода отчетности за 1 полугодие 2019 года весь рост сошел на нет. В итоге, за последние полгода акции потеряли в цене около 15%.

Средняя прогнозная справедливая цена от аналитических компаний: Консенсус-прогноз Инвестдомов: 125,6 руб. (+165%) Рекомендация: «покупать».

Коэффициенты недооцененности / переоцененности

  • P/E = 4,03. Средний по отрасли: 9,9.
  • P/BV = 0,42. Средний по отрасли: 2,51.
  • P/S = 0,46. Средний по отрасли: 1,6.
  • EV/EBITDA = 4,86. Средний по отрасли: 5,86.

Вывод: Значительная недооцененность по всем коэффициентам.

Если же рассмотреть финансовую отчетность компании чуть более подробно, то стоит отметить следующие факты:

  • Основная проблема Обуви России связана с огромными складскими запасами. Так, за 2018 год группа увеличила запасы на 57% при росте выручки на 7,5% и падении сопоставимых продаж (Like for like) на 8,8%. Объемы запасов, а также авансовых платежей на балансе компании в 2018 году составили около 15 млрд руб. (на 30% больше совокупной выручки за 2018 год), что свидетельствует о явной неэффективности использования оборотного капитала. Запасы оборачиваются более 700 дней. Говоря о глубоком падении сопоставимых продаж в прошлом году, компания заявила, что причиной является отсутствие промоакций и глубоких распродаж в 2018 году. Обоснование выглядит весьма странно.
  • Обувь России активно наращивает интернет-продажи, доля которых в выручке уже достигла 14%.
  • Отношение просроченной задолженности с задержкой платежа (от 1 до 540 дней) к дебиторской задолженности сейчас находится на уровне 40%. Причиной является политика активных продаж обуви в рассрочку.
  • Число участников программы лояльности постепенно растет, увеличившись с 1,6 млн человек в начале 2017 года до 2,4 млн человек в середине 2019 года
  • С 2012 года Обувь России начала выдавать своим клиентам денежные займы. Для получения займа необходимо приобрести обувь в рассрочку и успешно ее выплатить. За 2017 год в рассрочку было куплено более 60% всей обуви при 5% невозвратов. Большинство клиентов берут займы до зарплаты и на текущие потребительские нужды. Денежные займы, выданные физическим лицам, представляют собой суммы до 50 тысяч рублей, без обеспечения, выданные на срок от 1 до 12 месяцев. Проценты по данной задолженности начисляются по ставке от 25,55% до 766,50% годовых и зависят от суммы займа. В итоге, компания, продавая обувь в розницу, получает выручку от ее продажи и процентного дохода по микро-займам. В 2018 году просроченные займы с задержкой платежа от 1 до 540 дней и более составляют более 50% от выданных. Основную часть просроченных займов составляют с задержкой платежа более 540 дней. За 2 квартал 2019 года выручка от деятельности по выдаче денежных займов выросла на 34,2%. Уже 38% выручки компания получает за счет микро-кредитов…
  • В 1 полугодии 2019 года сопоставимая выручка выросла на 7,7%. При этом, сопоставимая выручка от выдачи займов взлетела сразу на 27%. Таким образом, можно понять, что компания не продает больше обуви год к году, а экстенсивно наращивает выручку за счет микро-кредитов и сопутствующих сервисов.

В итоге, динамику основных показателей финансовой отчетности Обуви России можно считать смешанной. Тенденция на улучшение показателей, обозначенная в 1 квартале этого года, не подтвердилась.

Позитивными моментами являются: постепенный рост сопоставимых продаж (однако основной вклад вносят тут именно микро-займы), рост выручки, EBITDA, а также количества участников программы лояльности.

С другой стороны, слабыми сторонами финансовой деятельности являются: крайне неэффективное использование оборотного капитала, рост просроченной дебиторской задолженности, чистого долга, а также объема просроченных займов. Кроме того, компании критически важно развернуть тренд по чистой прибыли вверх.

Если же рассмотреть финансовую отчетность компании чуть более подробно, то стоит отметить следующие факты:

  • Основная проблема Обуви России связана с огромными складскими запасами. Так, за 2018 год группа увеличила запасы на 57% при росте выручки на 7,5% и падении сопоставимых продаж (Like for like) на 8,8%. Объемы запасов, а также авансовых платежей на балансе компании в 2018 году составили около 15 млрд руб. (на 30% больше совокупной выручки за 2018 год), что свидетельствует о явной неэффективности использования оборотного капитала. Запасы оборачиваются более 700 дней. Говоря о глубоком падении сопоставимых продаж в прошлом году, компания заявила, что причиной является отсутствие промоакций и глубоких распродаж в 2018 году. Обоснование выглядит весьма странно.
  • Обувь России активно наращивает интернет-продажи, доля которых в выручке уже достигла 14%.
  • Отношение просроченной задолженности с задержкой платежа (от 1 до 540 дней) к дебиторской задолженности сейчас находится на уровне 40%. Причиной является политика активных продаж обуви в рассрочку.
  • Число участников программы лояльности постепенно растет, увеличившись с 1,6 млн человек в начале 2017 года до 2,4 млн человек в середине 2019 года
  • С 2012 года Обувь России начала выдавать своим клиентам денежные займы. Для получения займа необходимо приобрести обувь в рассрочку и успешно ее выплатить. За 2017 год в рассрочку было куплено более 60% всей обуви при 5% невозвратов. Большинство клиентов берут займы до зарплаты и на текущие потребительские нужды. Денежные займы, выданные физическим лицам, представляют собой суммы до 50 тысяч рублей, без обеспечения, выданные на срок от 1 до 12 месяцев. Проценты по данной задолженности начисляются по ставке от 25,55% до 766,50% годовых и зависят от суммы займа. В итоге, компания, продавая обувь в розницу, получает выручку от ее продажи и процентного дохода по микро-займам. В 2018 году просроченные займы с задержкой платежа от 1 до 540 дней и более составляют более 50% от выданных. Основную часть просроченных займов составляют с задержкой платежа более 540 дней. За 2 квартал 2019 года выручка от деятельности по выдаче денежных займов выросла на 34,2%. Уже 38% выручки компания получает за счет микро-кредитов…
  • В 1 полугодии 2019 года сопоставимая выручка выросла на 7,7%. При этом, сопоставимая выручка от выдачи займов взлетела сразу на 27%. Таким образом, можно понять, что компания не продает больше обуви год к году, а экстенсивно наращивает выручку за счет микро-кредитов и сопутствующих сервисов.

В итоге, динамику основных показателей финансовой отчетности Обуви России можно считать смешанной. Тенденция на улучшение показателей, обозначенная в 1 квартале этого года, не подтвердилась.

Позитивными моментами являются: постепенный рост сопоставимых продаж (однако основной вклад вносят тут именно микро-займы), рост выручки, EBITDA, а также количества участников программы лояльности.

С другой стороны, слабыми сторонами финансовой деятельности являются: крайне неэффективное использование оборотного капитала, рост просроченной дебиторской задолженности, чистого долга, а также объема просроченных займов. Кроме того, компании критически важно развернуть тренд по чистой прибыли вверх.

Добавлю, что я сам покупал акции данной компании и пока планирую держать и докупать.

Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции Вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. Я не несу ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данной информации, и не рекомендую использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.