Найти тему
Библио-лаборатория

Пророк, который пришел слишком рано. Фантастические миры Стенли Вейнбаума

Полтора года для карьеры писателя — это много или мало? Что можно успеть сделать за это время? Кому как, наверное, все-таки немного. Однако Стенли Вейнбаум успел за это время навсегда войти в историю фантастики.

Стенли Грумен Вейнбаум родился в 1902 году, первый рассказ - «Марсианская одиссея» - опубликовал в 1934 году, а уже в конце 1935 года его жизнь безвременно оборвалась от тяжелой болезни. За это время он успел опубликовать около двух десятков рассказов и небольших повестей, а уже после его смерти вышли два его коротких романа: «Новый Адам» и «Черное пламя».

Впервые на русском языке Стенли Вейнбаум был опубликован в альманахе "Искатель". №6 за 1974 год, иллюстрация к рассказу "Марсианская одиссея"
Впервые на русском языке Стенли Вейнбаум был опубликован в альманахе "Искатель". №6 за 1974 год, иллюстрация к рассказу "Марсианская одиссея"

Конечно, сейчас, почти сто лет спустя, рассказы Вейнбаума о приключениях людей на планетах и спутниках Солнечной системы во многом кажутся наивными — джунгли на Венере, разумная жизнь на Марсе и спутниках планет-гигантов… Да и технический прогресс шагнул настолько далеко, что Вейнбаум, наверное, даже вообразить себе не мог, на что станет похож наш мир в двадцать первом веке.

Но странное дело — когда я читаю его рассказы, у меня почему-то не возникает острого внутреннего противоречия, как это было, к примеру, со «Звездными королями» Гамильтона с их ламповыми звездолетами. Талант и фантазия Вейнбаума позволили ему создать удивительно красочные и живые миры, обойдя практически все «научно технические атавизмы», свойственные для старой фантастики. Помните у Стругацких в «Понедельнике» герой отправляется в путешествие в «описываемое прошлое и будущее», пародирующий различные свойственные фантастике штампы и клише?

Неожиданно невысоко над землей медленно проплыли тяжелые летательные аппараты с перепончатыми, как у птеродактилей, крыльями. В первый момент мне показалось, что все они горят, но затем я заметил, что дым у них идет из больших конических труб. Грузно размахивая крыльями, они летели надо мной, посыпалась зола, и кто-то уронил на меня сверху суковатое полено.
Еще один вариант иллюстрации к "Марсианской Одиссее"
Еще один вариант иллюстрации к "Марсианской Одиссее"

Так вот, как это ни удивительно, но у Вейнбаума этих «суковатых поленьев» практически нет. Впервые мне довелось прочитать несколько его рассказов в середине девяностых, и я вплоть до недавнего времени не подозревал (хотя даже пару раз перечитывал), что они написаны не просто давно (моим предположением были пятидесятые-шестидесятые годы), а вообще на заре возникновения научной фантастики как жанра! Недаром сам Айзек Азимов называл его предтечей «золотого века» фантастики.

Самое ценное в творчестве Вейнбаума — это, конечно, его фантазия. Фактически он первым сумел отойти от царившего в те времена (с нелегкой руки Герберта Уэллса с его «Войной миров») представления об инопланетянах, как злобных кровожадных завоевателях (хотя и злобные инопланетяне у него тоже есть — вспомним «мышкарей» из «Безумной луны») . Более того, он первым попытался исследовать возможность существования разума настолько иного, что человек даже не может его постичь, не может найти путей для осмысленного контакта («Марсианская одиссея», «Лотофаги»).

Однако Вейнбаум не остановился на «планетарных приключениях», он успел затронуть и другие темы: цикличность времени и возможность воздействовать на него в «Нулевом кольце», намеки на возможности генной инженерии в «Острове Протея», и явно нашедшие позднее отклик в «Умирающей Земле» Джека Вэнса постапокалиптические мотивы в изданном посмертно романе «Черное пламя».

А я впервые читал Вейнбаума вот в таком издании. 1990 год, времена безумного "партизанского" книгоиздания...
А я впервые читал Вейнбаума вот в таком издании. 1990 год, времена безумного "партизанского" книгоиздания...

Современные критики по-разному оценивают творчество Вейнбаума. Одни говорят, что его вклад в развитие фантастики преувеличен, другие считают его одним из «отцов-основателей» жанра, но несомненно, что лишившись его так рано, мы лишились множества великолепных, живописных и динамических произведений. Недаром Вейнбауму в 2008 году была присуждена премия имени Кордвейнера Смита за заслуги перед жанром — этой премией награждают писателей, чье творчество было незаслуженно забыто или не получило должного признания. В число ее лауреатов входят Генри Каттнер, Фредерик Браун, Джудит Меррилл — достойная компания для писателя, чья карьера длилась всего полтора года.

Но все это лишь мои слова, а если вы действительно хотите узнать, почему «десять лунарей кого угодно с ума сведут» - читайте великолепные рассказы Стенли Вейнбаума!