Сразу «быка за рога» - собственникам компаний читать книгу обязательно. Гэри Хэмел всемирно известный теоретик менеджмента с 30 летним опытом из Лондонской школы бизнеса, всем известна модель ключевых компетенций Хэмела и Прахалада. Это книга про «бюризовые организации» и не только, эта книга о том как на смену статичной иерархии, постепенно приходит динамичная сетевая организация, которую авторы назвали гуманократией, в ее основе лежит человекоцентричность. Мне нравится этот термин, поскольку он примеряет два современных подхода, которые часто преподносятся как альтернативы: лидо клиент в центре, либо сотрудники. Это не означает, что прочитав эту книгу вы начнёте менять оргструктуру своей компании, более того это очень опасно вы можете создать хаос, который погубит вашу компанию, но....Это «но» заключается в том, что поняв сколько и какие проблемы создаёт бюрократия в рамках вашей организации, вы сможете «нащупать» тот путь, ту форму оргструктуры, которая обеспечит вам эффективную стратегию и ее реализацию, эффективный операционный менеджмент.
«Вряд ли кто-то признается открыто, но до сих пор многие в душе согласны с высокомерным бюрократическим утверждением о том, что светлые умы находятся наверху, а исполнители — внизу. В результате сложилась интеллектуальная кастовая система — своего рода интеллектуальный апартеид. Конечно, это кажется преувеличением, но обратимся к данным. Бюро статистики труда США оценивает сотни работ по шкале от 0 до 100 в зависимости от того, в какой мере они требуют нестандартного мышления. Работа СЕО по этому критерию оценивается в 72 балла, сбытовых агентов — в 66, а менеджеров по персоналу — в 60 баллов. Напротив, необходимость оригинального мышления для менеджера по работе с клиентами оценивается в 40 баллов, для стюардессы — в 41, а для кассира в банке — в 30 баллов. В целом 70% наемных работников в США занимают должности с баллом от 50 и ниже. Это около 100 млн человек, от которых никто не ожидает проявления креативности на работе. И это огромные потери» Гуманократия Гэри Хэмел, Микеле Занини
Для этого нужно «малое» - повысить вовлечённость ваших сотрудников в бизнес компании, позволить вашим сотрудникам самим принимать решение и получать отдачу от результатов их труда. При этом необходимо понимать, что вы сами как менеджер станете не нужны, именно поэтому эту книгу надо читать прежде всего собственникам. Бюрократия, так успешно обеспечивавшая на протяжении пары веков управление компаниями на основе централизации, стратификации, стандартизации и углубления разделения труда в наш технологический век, век быстрых перемен, сетевого взаимодействия становится неэффективной в силу того, что не позволяет быстро адаптироваться к этим переменам, быстро динамически реагировать на новые вызовы и требования клиентов. Жесткая иерархия приводит к тому, что власть и принятие решений концентрируются только наверху, что приводит к необъективности принятии решений и таких примеров в книге много: Билл Гейтс и провал с браузером, Стив Балмер и провал с планшетом Intel. и провал с решением по выпуску микропроцессоров для смартфонов, все эти провалы стоили и стоят компаниям очень дорого. Провалы следовали из неспособности любого человека всегда принимать только правильные решения, из-за того, что в силу ограничений накладываемых окружением на объективность поступающей информации, руководитель не видит всей картинки в целом, в силу эффекта «ореола», который создаётся руководителем и его окружением, фаворитизма и тд и тп. Чем выше уровень принятия решения, тем реже ошибки, но тем больше цена ошибки. Выход - переход к сетевой организации, организации при которой цепочка создания стоимости преобразуется в сеть создания стоимости, при которой структура максимально уплощается , отбрасывая ненужную бюрократию, а взаимодействие небольших команд, которые сами принимают решения и получают за это отдачу и несут риски, строятся на основе договоров, правил и алгоритмов, обеспечивая не только внешнюю, но и внутреннюю конкуренцию.
«Австрийский экономист Фридрих Хайек в своей речи по случаю получения Нобелевской премии заявил: «Если, совершенствуя деятельность организации, менеджеры хотят принести больше пользы, чем вреда, они должны усвоить: в сложной деловой среде им не удастся аккумулировать знания, достаточные для нужного результата. Вместо этого они должны использовать любые доступные им знания не затем, чтобы создавать нужный результат, как ремесленник — свое изделие, — а затем, чтобы стимулировать рост, формируя соответствующую деловую среду, как садовник для своих растений».» Гуманократия Гэри Хэмел, Микеле Занини
Кстати мне больше нравится метафора с джазовым оркестром :)
Дух предпринимательства порождает постоянные инновации и распределение ресурсов, внутренние и внешнее инвестирования, в зависимости от результатов, от оценки рынком, а не исходя из положения в во властной иерархии, это и есть меритократия. В книге несколько таких примеров, которые показывают, что такая организация м.б. успешной и эффективной. Morning Star (это про помидоры, а не про газету), Nucor, моя любимая. китайская Haier ( я писал про неё и всем советую прочитать книгу Цaо Янфэна « Философия Haier:Перерождение 2.0»), состоящая из более 4000 микропредприятий. Принципы этих организаций опровергают тезис о том, что бюрократия, необходима крупному бизнесу и задействуют такие силы как , сила собственности, сила рынка,сила меритократии, сила сообщества, сила открытости, сила эксперимента и т.д. Кейсы упомянутых организаций разобраны подробно и предложены методы оценки степени бюрократизации вашей компании и предлагаются конкретные шаги к ее перестройке. Интересны оценки развития стартапов и оценки венчурного рынка, который на самом деле не так велик как кажется, что-то в районе 650 миллиардов долл., что составляет всего лишь 2% от рыночной стоимости компаний, входящих S&P500, при чем треть из них созданы на участке в 10 км Силликоновой долины.
Я далёк от мысли о том, что в ближайшее время бюрократия как проверенная форма управления вдруг исчезнет, но по мере прихода «к власти» новых поколений, прежде всего миллениалов, 77% которых хотят быть предпринимателями, по мере изменения стереотипов нашего мышления, а также распространением новых технологий, обеспечивающих децентрализацию взаимодействия, формы организаций будут трансформироваться и выживут только те, которые обеспечат свою быструю адаптацию к изменениям во внешней среде. Процесс замены монархий на демократии шёл(и ещё идёт) долго и мучительно, но есть базовые и не базовые потребности личности, которая по мере своего развития требует другой формы ее существования в рамках окружающего ее социума. Главное не попасть в "Прокрустово ложе" черно-белого мышления, либо централизация, либо децентрализация, они могут эффективно существовать вместе дополняя друг друга. Помните как сказал писатель Уильям Гибсон: "Будущее уже наступило просто оно еще неравномерно распределено ".