Найти в Дзене
Взрослый школьник

Все о сочинении №16 в ЕГЭ по литературе.

Оглавление

Сочинение №16 требует приведение аргументов из лирических произведений.

Лирические произведения, если в кратце, - это произведения, написанные стихотворным текстом. Иными словами, это - все стихотворения.

Структура сочинения:

По структуре оно точно такое же, как и сочинение №9. Единственным отличием служат аргументы из стихотворений, а не из прозы.

Статья с разбором 9 сочинения тут:
https://zen.me/22Udwn

Работа направлена на проверку наших знаний по стихотворениям. Дается исходное стихотворение на какую-то определенную тему. Наша задача - подобрать еще два аргумента из других стихотворений и сопоставить их с исходным текстом (выявить сходства и различия).

  1. Вступление - 1-2 предложения.
  2. Привлечение первого аргумента (конечно же, из другого стихотворения), обязательное цитирование и сопоставление его с исходным текстом.
  3. Привлечение второго аргумента(также из другого стихотворения), обязательное цитирование и сопоставление его с исходным текстом.
  4. Вывод - 1-2 предложения. Я обычно пишу в выводе то же самое, что и во вступлении, только в самом начале предложения использую вводную конструкцию - "таким образом".

Важно: Аргументы мы сопоставляем не между собой, а с исходным текстом.

Вот пример одного из моих сочинений:

16. В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Многие отечественные лирики приходили к теме природы, выражая через неё любовные чувства.

   Одним из таких лириков был А.А. Фет. В стихотворении «Шёпот, робкое дыханье» поэт изображает атмосферу ночного свидания через образ природы: «Шёпот, робкое дыханье,/Трели соловья». Похожую картину можно наблюдать и в произведении А.А. Тарковского. Лирик, как и А.А. Фет, вспоминает ночное свидание со своей возлюбленной. Однако Тарковский, в отличие от Фета, описывает дождливую ночь, передавая романтические чувства через летний дождь.

     Также картины природы присутствуют у С. Есенина. Поэт в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», как и А.А. Тарковский обращается к любимой женщине, описывая ее красоту через природные образы. Но отличие С. Есенина выражено в том, что лирик, сравнивая себя с полем, передаёт не только любовь к женщине, но и к Родине: «Я готов рассказать тебе поле,/Эти волосы взял я у ржи».

     Таким образом, многие отечественные поэты использовали картины природы для передачи любовных чувств.

Эта работа была оценена экспертом ЕГЭ на максимальное количество баллов.

Все об аргументах:

1. Аргументы должны быть обязательно из стихотворений, которые есть в кодификаторе.

2. Нельзя приводить аргументы одного и того же автора дважды.

3. Один аргумент может принадлежать тому же автору, что и исходное стихотворение, но только один !

Например, вам дано стихотворение С. Есенина. К нему вы можете подобрать один аргумент из другого его стихотворения. Но второй - обязательно другого поэта.

4. Не забывайте указывать автора и название стихотворения, из которого взят аргумент. Отсутствие этого пункта грозит потерей баллов.

5. Обязательно сопоставляйте аргумент с исходным стихотворением. (На это и направлена ваша главная задача)

6. Не допускайте фактических ошибок.

7. Сопоставляйте аргументы не между собой, а с исходным стихотворением.

Критерии оценивания:

  • К1 - Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом. Максимальное количество баллов - 2.
  • К2 - Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом. Максимальное количество баллов - 2.
  • К3 - Привлечение текста произведения для аргументации. Максимальное количество баллов - 4.
  • К4 - Логичность и соблюдение речевых норм. Максимальное количество баллов - 2.

Максимум за сочинение вы можете получить 10 первичных баллов. Это довольно весомая цифра.

Что необходимо знать о сочинении 16?

  • Обязательное цитирование аргументов:
    На протяжении года вам нужно обязательно учить стихотворения, чтобы приводить их в качестве аргументов в сочинении 16. Отсутствие цитат грозит потерей баллов.
  • Не путайте автора и лирического героя:
    Автор - это тот, кто написал стихотворение.
    Лирический герой - это тот, чьи действия, чувства и эмоции описаны в стихотворении.
    Все, что мы наблюдаем в стихотворении, это чувства лирического героя, а не поэта. Если вы их перепутаете - потеряете баллы за фактические ошибки.
  • Цитирование исходного стихотворения при сопоставлении с аргументом необязательно. Однако, при желании, вы имеете право это делать.