Скульптура - то, что не принадлежит миру восточного христианства. Если они усматривали чувственность даже в двухмерных вещах, то как тогда могли позволить себе объёмную пластику?
⠀
Развитие и совершенствование скульптуры происходит на западе. Резные порталы (вход в храм) и капители эволюционировали от плоского рельефа к объемным, сложным вещам. Готика даёт нам уникальные примеры синтеза архитектуры и скульптуры. Портал мыслится как некая конструктивная сетка-схема, куда вписан образ. Каждый святой занимает свой «отсек». Сцены располагаются по принципу иерархии: кому-то отведены центральные роли в тимпанах, кому-то полукружия арок. И вот такая схематичная определённость - это одно из ключевых отличий западной традиции от восточной, которая мыслила скорее аллегорически, не стремясь вписать духовное знание в конструкт.
⠀
Однако, готика даст ход ещё одному важнейшему началу в изобразительном каноне. Она позволит человеку ЭМОЦИИ. И это, на самом деле, оставит будущее за западной традицией.
Одна из культовых вещей в этом отношении, знаменитая пара из Реймского собора (13 в) - ангел и Богоматерь из сцены Благовещения. Мария скромна и смущена, как положено по традиции, а вот ангел :))) ну он просто счастлив нести эту весть, и это счастье буквально написано на его лице! Византия такое бы просто не пропустила! Слишком уж земное.
⠀
Или девы разумные и неразумные из Магдебурга (Германия). Пять из них вели себя прилично, и теперь им уготовано Царствие небесное, а другие пять всячески грешили. И теперь страдают и каются. Каждая как может