Найти в Дзене

Что такое «технически сложный товар» и какие права у потребителя при их покупке

Оглавление

Продолжаем обсуждать основные вопросы защиты прав потребителей. 

Сегодня обсудим такое понятие, как «технически сложный товар», в чём разница в правах потребителя, а также как обменять или вернуть такой товар в магазин.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Что относится к «технически сложным товарам»

Понятие технически сложного товара мы впервые можем встретить в статье 18 закона «О защите прав потребителей» (далее — ЗоЗПП).

Вообще, статья 18 регулирует права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков (например, поломки). Однако эта статья отдельно выделяет технически сложные товары.

Но не всякая электроника считается «технически сложной» с точки зрения закона. Законодательство приводит закрытый перечень таких товаров (закрытый — значит, что товары, не перечисленные в перечне, туда точно не включаются).

Полный перечень технически сложных товаров можно увидеть в Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N924. Сейчас там 14 пунктов, в каждом из которых содержится небольшой перечень товаров определённого вида.

К примеру, к технически сложным товарам это постановление относит летательные аппараты с ДВС или электродвигателями, автомобили и электромобили, мототранспорт, компьютеры, МФУ, немалое количество бытовой техники, телевизоры, оборудование для беспроводной связи (смартфоны) и так далее.

Полный список приводить не буду, ибо он немал.

Права потребителя в разных случаях

При покупке технически сложного товара потребитель оказывается слегка урезан в правах относительно покупки обычных товаров.

Например, согласно статье 25 ЗоЗПП, можно беспрепятственно вернуть большинство товаров в течение 14 дней. Но не технически сложные товары. Их вернуть так просто не получится, даже если сохранён товарный вид. Разберём некоторые ситуации.

1. Товар куплен в обычном магазине и исправен

Если вы купили телевизор и он вам не подошёл, например, по размеру экрана, то вернуть его нельзя.

2. Товар куплен в обычном магазине и сломался

Согласно статье 18 ЗоЗПП, вернуть телевизор можно будет в течение 15 дней с момента покупки, если в нём найден недостаток.

Если 15 дней не прошло, то покупатель может претендовать на замену на другой такой же товар, либо на другой товар с перерасчётом цены, либо на возврат денег.

Если 15 дней прошло, то требовать можно только ремонта, кроме случаев, если обнаруженный недостаток — существенный.

Существенный недостаток — это неустранимый в принципе недостаток, либо неустранимый без несоразмерных затрат, либо возникающий неоднократно и даже после ремонта.

Если в технически сложном товаре обнаружен существенный недостаток, то можно требовать обмена на другой, либо возврата денег.

Также вы имеете право на аналогичные требования, если товаром нельзя было пользоваться более 30 дней в течение года из-за постоянных ремонтов, либо были нарушены сроки ремонта.

3. Товар куплен в интернете и исправен

Если купленный товар исправен, но просто не подошёл, то вы можете вернуть его в течение 7 дней — пункт 4 статьи 26.1 ЗоЗПП.

При дистанционной купле-продаже список необменных товаров из Постановления Правительства от 31.12.2020 N 2463 не действует.

4. Товар куплен в интернете и неисправен

Если прошло больше 7 дней или товар изначально был неисправен, то вступает в силу правило «15 дней» — можно отказаться от товара, если обнаружен недостаток.

Если прошло более 15 дней, то читайте предыдущий пункт — всё, как и со всеми остальными технически сложными товарами, вне зависимости от места покупки.

Но стоит помнить, что доставка неисправных товаров обратно в магазин должна осуществляться за счёт магазина (пункт 7 статьи 18 ЗоЗПП).

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

**********