Продолжаем обсуждать основные вопросы защиты прав потребителей.
Сегодня обсудим такое понятие, как «технически сложный товар», в чём разница в правах потребителя, а также как обменять или вернуть такой товар в магазин.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Что относится к «технически сложным товарам»
Понятие технически сложного товара мы впервые можем встретить в статье 18 закона «О защите прав потребителей» (далее — ЗоЗПП).
Вообще, статья 18 регулирует права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков (например, поломки). Однако эта статья отдельно выделяет технически сложные товары.
Но не всякая электроника считается «технически сложной» с точки зрения закона. Законодательство приводит закрытый перечень таких товаров (закрытый — значит, что товары, не перечисленные в перечне, туда точно не включаются).
Полный перечень технически сложных товаров можно увидеть в Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N924. Сейчас там 14 пунктов, в каждом из которых содержится небольшой перечень товаров определённого вида.
К примеру, к технически сложным товарам это постановление относит летательные аппараты с ДВС или электродвигателями, автомобили и электромобили, мототранспорт, компьютеры, МФУ, немалое количество бытовой техники, телевизоры, оборудование для беспроводной связи (смартфоны) и так далее.
Полный список приводить не буду, ибо он немал.
Права потребителя в разных случаях
При покупке технически сложного товара потребитель оказывается слегка урезан в правах относительно покупки обычных товаров.
Например, согласно статье 25 ЗоЗПП, можно беспрепятственно вернуть большинство товаров в течение 14 дней. Но не технически сложные товары. Их вернуть так просто не получится, даже если сохранён товарный вид. Разберём некоторые ситуации.
1. Товар куплен в обычном магазине и исправен
Если вы купили телевизор и он вам не подошёл, например, по размеру экрана, то вернуть его нельзя.
2. Товар куплен в обычном магазине и сломался
Согласно статье 18 ЗоЗПП, вернуть телевизор можно будет в течение 15 дней с момента покупки, если в нём найден недостаток.
Если 15 дней не прошло, то покупатель может претендовать на замену на другой такой же товар, либо на другой товар с перерасчётом цены, либо на возврат денег.
Если 15 дней прошло, то требовать можно только ремонта, кроме случаев, если обнаруженный недостаток — существенный.
Существенный недостаток — это неустранимый в принципе недостаток, либо неустранимый без несоразмерных затрат, либо возникающий неоднократно и даже после ремонта.
Если в технически сложном товаре обнаружен существенный недостаток, то можно требовать обмена на другой, либо возврата денег.
Также вы имеете право на аналогичные требования, если товаром нельзя было пользоваться более 30 дней в течение года из-за постоянных ремонтов, либо были нарушены сроки ремонта.
3. Товар куплен в интернете и исправен
Если купленный товар исправен, но просто не подошёл, то вы можете вернуть его в течение 7 дней — пункт 4 статьи 26.1 ЗоЗПП.
При дистанционной купле-продаже список необменных товаров из Постановления Правительства от 31.12.2020 N 2463 не действует.
4. Товар куплен в интернете и неисправен
Если прошло больше 7 дней или товар изначально был неисправен, то вступает в силу правило «15 дней» — можно отказаться от товара, если обнаружен недостаток.
Если прошло более 15 дней, то читайте предыдущий пункт — всё, как и со всеми остальными технически сложными товарами, вне зависимости от места покупки.
Но стоит помнить, что доставка неисправных товаров обратно в магазин должна осуществляться за счёт магазина (пункт 7 статьи 18 ЗоЗПП).
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********