Пациентов, которые утратили обоняние после COVID-19, очень много. Врачам утешить их особенно нечем: пока мы знаем, что вирус затрагивает не только слизистые оболочки носа, но и клетки головного мозга. Таблетки, которая включила бы нюх обратно, увы, пока не придумали.
Поэтому больной обычно слышит от врачей слова ободрения, рекомендации тренировать обоняние и пожелания удачи.
Я очень удивилась, когда ЛОР направила ко мне пациента с утратой обоняния после COVID-19. Моя консультация бессмысленна, если доктор до меня рассказала все нехитрые сведения об утрате обоняния и методы борьбы с ними. А она рассказала.
Впрочем, после непродолжительной беседы мне многое стало понятно.
Пациент зашёл с козырей:
— Это не болезнь, а отрава. Нас всех отравили.
— Это не отравление. Так действует вирус: вы плохо чувствуете запахи и ощущаете запах горелого там, где его быть не должно.
— Я хочу, чтобы вы вернули мне обоняние.
— Очень жаль, но не могу вам этого пообещать. У большинства переболевших COVID-19 обоняние восстанавливается за 2-6 месяцев, но кому-то потребуется больше времени, а у некоторых обоняние не вернется никогда.
— Меня категорически это не устраивает! Лечение, которое вы предлагаете, не работает!
— Это не так. Но тренировка обоняния не поможет вернуть нюх за три дня. Чтобы образовались новые связи между нервными клетками, нужны месяцы.
— Но я хочу сейчас!
— Если вы испытываете сильную тревогу или злость по поводу своего состояния, я могу назначить вам препараты, которые помогут с этим справиться. Вы упомянули, что стали плохо спать — это признак того, что вашей психике приходится тяжело.
— Да не надо мне! Просто верните мое обоняние!
Иногда запрос пациента, который он произносит вслух, и его реальные потребности сильно отличаются.
Так было и в этот раз: мой пациент знал, что путь к нормальному обонянию займет долгое время, а результат в виде острого нюха увы, никто не гарантирует. Я не сказала ему ничего нового.
Но вот принять этот факт оказалось для него делом чрезвычайной сложности.
Не принимать диагноз — нормально. Нормально испытывать любые эмоции: злость, отчаяние, раздражение, гнев и даже ярость.
Но оставаться со всем этим наедине, если оно мешает жить — совсем не нормально.
Мой сегодняшний пациент обдумает и взвесит все еще раз. Вспомнит, что сказали ему два врача. Почитает Интернет. И примет ситуацию такой, какая она есть. Не исключено, что снова пойдет к врачу — за помощью в преодолении тревоги, нарушения сна и повышенной раздражительности.
Просто потому, что рано или поздно наступает принятие реальной проблемы. А вместе с ним приходит понимание, что именно можно предпринять для того, чтобы повысить качество своей жизни.
Ведь качество жизни складывается не только из аромата вкусной еды, свежего весеннего воздуха и первых цветов. Что думаете?