Найти тему
Yena_ Q

Ездила на выставку Фалька. Делюсь впечатлениями

Пейзажи художника как вид искусства

*

Всем добро пожаловать. Я люблю разные визуальные и вербальные штуки и охотно ими делюсь.

До Фалька хотела дойти давно, и вот, наконец, получилось.

Сразу отмечу, всегда здорово, когда в одном месте собираются работы художника от самых ранних до самых поздних. Это хорошо, хотя бы потому что прогулка по такой выставке – возможность реконструировать чей бы то ни было творческий путь самостоятельно, без оглядки на чужое мнение.

Можно в чём-то, конечно, сильно ошибиться, но идти по следам художника - всё равно что читать книгу с картинами вместо букв. Захватывает, а ошибочные впечатления можно потом и подкорректировать.

В случае с Фальком такое приключение ещё хорошо оттого, что он был одним из тех немногих, кто писал и при наступлении авангарда, при наступлении Оттепели.

Перемены в стиле - всегда интересно. Даже если если останавливаться на каком-то одном жанре или какой-то одной теме.

фото и коллаж автора
фото и коллаж автора

В первых работах, как видно на фото, лёгкие краски, тающие, нечёткие силуэты, в последующих – буйство цвета, чёткие контуры, самые разнообразные ракурсы. Сперва определяющую роль играет импрессионизм (мимолётные впечатления), после очевидно влияние фовизма и экспрессионизма (стремление воздействовать на зрителя цветом, подачей).

Как всегда бывает на больших выставках, картины часто висят не в один ряд, а в два, поэтому некоторые приходится разглядывать под наклоном, некоторые – отойдя на расстояние. Впечатление получается с оглядкой на ракурс.

Хотя при осмотре это, конечно, это не так критично, как при попытке сделать фото.

Со временем Фальк всё больше и больше тяготеет к так называемым «старым мастерам» и вслед за Сезанном мечтает превратить современное ему искусство во что-то вечное, такое же незыблемое как искусство музеев.

Это можно прочитать на стенде, но любопытно это в первую очередь оттого, что лишь подтверждает правило: на момент создания чего-то нового ценность нередко видится в мимолётности, а когда это новое уже создано, хочется всячески оберегать его.

В начале 30-х уезжает во Францию, где создаёт очень много новых работ.

В пейзажах снова мелькают черты импрессионизма. Если, допустим, сравнивать с «Голубыми берёзками зимой», то несмотря на некоторые технические и тематические отличия (размещение предметов, степень их проработанности, колорит), сходство всё равно очевидно.

фото и коллаж автора
фото и коллаж автора

Очень любопытно обращение именно что к сумеречным и «грязным» цветам. Создавать в такой гамме сложные и интересные сочетания – трудно. Очень красиво смотрятся вкрапления сюда ярких цветов, чаще всего красного.

Затем Фальк возвращается, и тут, как правило, вполне справедливо отмечается, что его обошло стороной то время, когда кисти художников настойчиво и методично затачивали под соцреализм. Так что Фальку во многом удаётся остаться собой.

Хотя яркие цвета Самарканда несколько контрастируют с приведёнными выше работами. Фотография в таком ракурсе, потому что освещение оказалось неудачным и с любой другой точки жутко отсвечивало.

Фото автора.
Фото автора.

Зато когда художник пишет город, колорит снова становится тихим и приглушённым. Цветовая гамма перекликается с той, что была в тридцатые.

Очень нравятся сочетания его «грязных» цветов. Мало у кого они получаются таким, чтобы хотелось подходить и разглядывать. Была мысль, что во многом это разных оттенков красного.

Ну, и под конец ещё немного цвета, на этот раз в ярких рамочках. На мой взгляд, простые были бы намного лучше, но колорит тут снова яркий, поэтому даже столь выдающемуся обрамлению не удаётся его затмить.

фото и коллаж автора
фото и коллаж автора

Ну, и, собственно, этими двумя картинами выставка и завершилась, хотя мне, конечно, хотелось бы, чтобы было ещё несколько залов.