Пейзажи художника как вид искусства
*
Всем добро пожаловать. Я люблю разные визуальные и вербальные штуки и охотно ими делюсь.
До Фалька хотела дойти давно, и вот, наконец, получилось.
Сразу отмечу, всегда здорово, когда в одном месте собираются работы художника от самых ранних до самых поздних. Это хорошо, хотя бы потому что прогулка по такой выставке – возможность реконструировать чей бы то ни было творческий путь самостоятельно, без оглядки на чужое мнение.
Можно в чём-то, конечно, сильно ошибиться, но идти по следам художника - всё равно что читать книгу с картинами вместо букв. Захватывает, а ошибочные впечатления можно потом и подкорректировать.
В случае с Фальком такое приключение ещё хорошо оттого, что он был одним из тех немногих, кто писал и при наступлении авангарда, при наступлении Оттепели.
Перемены в стиле - всегда интересно. Даже если если останавливаться на каком-то одном жанре или какой-то одной теме.
В первых работах, как видно на фото, лёгкие краски, тающие, нечёткие силуэты, в последующих – буйство цвета, чёткие контуры, самые разнообразные ракурсы. Сперва определяющую роль играет импрессионизм (мимолётные впечатления), после очевидно влияние фовизма и экспрессионизма (стремление воздействовать на зрителя цветом, подачей).
Как всегда бывает на больших выставках, картины часто висят не в один ряд, а в два, поэтому некоторые приходится разглядывать под наклоном, некоторые – отойдя на расстояние. Впечатление получается с оглядкой на ракурс.
Хотя при осмотре это, конечно, это не так критично, как при попытке сделать фото.
Со временем Фальк всё больше и больше тяготеет к так называемым «старым мастерам» и вслед за Сезанном мечтает превратить современное ему искусство во что-то вечное, такое же незыблемое как искусство музеев.
Это можно прочитать на стенде, но любопытно это в первую очередь оттого, что лишь подтверждает правило: на момент создания чего-то нового ценность нередко видится в мимолётности, а когда это новое уже создано, хочется всячески оберегать его.
В начале 30-х уезжает во Францию, где создаёт очень много новых работ.
В пейзажах снова мелькают черты импрессионизма. Если, допустим, сравнивать с «Голубыми берёзками зимой», то несмотря на некоторые технические и тематические отличия (размещение предметов, степень их проработанности, колорит), сходство всё равно очевидно.
Очень любопытно обращение именно что к сумеречным и «грязным» цветам. Создавать в такой гамме сложные и интересные сочетания – трудно. Очень красиво смотрятся вкрапления сюда ярких цветов, чаще всего красного.
Затем Фальк возвращается, и тут, как правило, вполне справедливо отмечается, что его обошло стороной то время, когда кисти художников настойчиво и методично затачивали под соцреализм. Так что Фальку во многом удаётся остаться собой.
Хотя яркие цвета Самарканда несколько контрастируют с приведёнными выше работами. Фотография в таком ракурсе, потому что освещение оказалось неудачным и с любой другой точки жутко отсвечивало.
Зато когда художник пишет город, колорит снова становится тихим и приглушённым. Цветовая гамма перекликается с той, что была в тридцатые.
Очень нравятся сочетания его «грязных» цветов. Мало у кого они получаются таким, чтобы хотелось подходить и разглядывать. Была мысль, что во многом это разных оттенков красного.
Ну, и под конец ещё немного цвета, на этот раз в ярких рамочках. На мой взгляд, простые были бы намного лучше, но колорит тут снова яркий, поэтому даже столь выдающемуся обрамлению не удаётся его затмить.
Ну, и, собственно, этими двумя картинами выставка и завершилась, хотя мне, конечно, хотелось бы, чтобы было ещё несколько залов.