.
.
В предыдущих публикациях канала неоднократно отмечалось, что самым подробным евангельским пророчеством, посвященным всем грядущим временам и последним дням ветхого мира, является проповедь, произнесенная Спасителем на Елеонской горе (Мф.24, Мк.13, Лк.21).
А самым очевидным исполнением возвещенных на Елеонской горе событий стало разрушение города Иерусалима и Второго Иерусалимского храма, которое произошло в 70 году от Р.Х.
Конечно, те признаки времен, которые были обозначены Спасителем как «начало болезней» (Мф.24:8, Мк.13:8), еще до разрушения Иерусалима проявились в мире если не в полной, то в значительной мере, — поэтому и в войнах, и в гладах, и в болезнях, и в появлении лжепророков и гонениях на Церковь христиане того времени видели масштабное и непрерывное исполнение соответствующих елеонских пророчеств (сравн. – Мф.24:4-11; Мк.13:5-9; Лк.21:8-13). Но когда римские легионы под командованием будущего императора Тита разрушили город и сожгли иерусалимский храм, — вся первая Церковь стала свидетелем того, с какой удивительной точностью совершилось и исполнилось самое очевидное из возвещенных Спасителем событий.
Таким образом, если до разрушения иерусалимского храма хорошо известные всем христианам пророчества Спасителя могли порождать некоторые вопросы, связанные как со сроками, так и с конкретными воплощениями тех образов и событий, которые были возвещены на Елеонской горе, — то прямое и буквальное исполнение слова о грядущем падении Иерусалима как будто разрешило все возможные недоумения.
Однако именно на фоне произошедшего все то, что должно было последовать за этим событием, т.е. что конкретно и когда следует ожидать далее, приобрело в глазах уверовавших в Спасителя «новую» неочевидность и таинственность. Ведь при буквальном понимании слов «…и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк.21:24) разрушенный римлянами город должен был оставаться в таком состоянии до тех пор, пока не истекут «времена язычников», — а христиане все это время должны были пребывать «убежавшими в горы» (сравн. – Мф.24:16, Мк.13:14, Лк.21:21). Но что означают такие состояния в практическом смысле, и есть ли у этих «языческих» времен буквальные или более очевидные признаки, елеонские пророчества не раскрывали.
Более того, поскольку загадочные «языческие» времена заканчиваются Вторым Пришествием Спасителя (Лк.21:27), сроки которого определяет Сам Отец Небесный (Мф.24:36, Мк.13:32), — эти времена не могли восприниматься Первой Церковью исключительно как краткий исторический эпизод, связанный с осадой города Иерусалима и разрушением рукотворного храма.
Так что и «конкретное содержание», и продолжительность «времен язычников» оставались для первых христиан величайшей Божественной тайной.
Другими словами, после явного и очевидного исполнения пророчества о разрушении Иерусалима, который на протяжении сорока лет являлся духовным центром новозаветной проповеди и служил «земным домом» для возрастающей и взрослеющей Церкви, у христиан I века появился повод для некоторых недоумений. Ведь несмотря на то, что конечные судьбы и Церкви, и неверующего мира не вызывали никаких вопросов, — вряд ли кто-то из живущих в те годы людей мог с уверенностью сказать, в каких именно дальнейших земных событиях будут воплощаться те признаки грядущих времен, которые были обозначены Спасителем на Елеонской горе.
Тем не менее, неверно было бы утверждать, что буквальная неопределенность как ближайшего, так и более отдаленного будущего, имела для Первой Церкви существенное значение, — ведь к моменту разрушения Иерусалима она уже в полной мере исполняла свою вселенскую миссию и утверждалась на том, что именно эта миссия определяет конец всего преходящего, сравн.:
…будете Мне свидетелями… даже до края земли (Деян.1:8)
Но вы … люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет.2:9)
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф.24:14)
.
Кроме того, все годы до падения Иерусалима апостолы Христовы наставляли уверовавших, что Последний день (т.е. день Христов) не придет, пока, по слову ап. Павла, «не придет отступление», и «не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес.2:1-5). И поскольку ап. Иоанн в своем Первом Соборном Послании говорит об этом как об общеизвестном факте (сравн. – «И как вы слышали, что придет антихрист…», 1 Ин.2:18; «…но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире», 1 Ин.4:3), — нет никаких сомнений, что основной смысл всех оставшихся времен (как времен проповеди Евангелия), а также самый существенный признак приближения последнего дня ветхого мира, внутри Церкви были хорошо известны.
Однако если вся ветхозаветная история Израиля неизменно сопровождалась пророчествами, в которых возвещались не только общие контуры грядущего, но и буквальные события с конкретными датами и сроками (как это было с 70 годами плена в Вавилоне в Иер.25:11-12, Иер.29:10; или с семью и шестьюдесятью двумя седминами «до Христа Владыки» в Дан.9:25, и т.д.), — то содержание и сроки тех событий, которые последуют за разрушением Иерусалима, остались обозначенными только в самых общих чертах.
(Более того, информация о «календарных» сроках новозаветных событий была представлена как излишняя и даже «не полезная», сравн.: «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», Деян.1:7)
Так что отсутствие у Новозаветной Церкви «пророческих ориентиров» в виде буквальных описаний будущих событий, да еще при общей неопределенности соответствующих этим событиям времен и сроков, могло порождать некоторое недоумение именно в сравнении с теми принципами, в соответствии с которыми во времена Ветхого Завета пророки возвещали грядущее народу Израиля.
С другой стороны, если рассуждать о свидетельствах Откровения с учетом того, что эта книга (в чем практически нет сомнений) появилась не до, а после разрушения города Иерусалима и Второго Иерусалимского храма, — можно заметить, что она и начинается, и заканчивается так, как будто призвана ответить в том числе и на вопросы «о будущем», которые могли возникнуть у христиан I века уже после того, как совершилось самое очевидное событие Елеонского пророчества (сравн. – «…чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре», Откр.1:1, то же в Откр.22:6).
Причем даже понятие «вскоре» (сравн. – Откр.1:1, Откр.22:6) может восприниматься в этом контексте с учетом некоторой ретроспективы: как косвенное указание на то, что «отсчет времени» для пророческих панорам книги Откровение начался не от момента написания книги (который не был доподлинно известен никому, кроме самого ап. Иоанна), — но от события, которое имеет достаточный вес для всего без исключения мирового христианства и может служить тем всеобщим ориентиром, от которого берут начало новозаветные образы и видения книги Откровение.
Что касается буквальных признаков и календарной продолжительности новозаветных событий, о которых подобно остальным новозаветным писаниям книга Откровение как будто умалчивает, — все необходимые свидетельства были возвещены Церкви «заранее», еще во времена земной проповеди Спасителя (т.е. задолго до возможного возникновения подобных вопросов). Просто новозаветные пророчества не повторяли привычные для Израиля «пророческие схемы», свойственные уже минувшим ветхозаветным временам, — но строилось по новым принципам, соответствующим духовной реальности нового Совершенного Завета.
Так, например, в притче о смоковнице, которой во всех трех синоптических Евангелиях завершается «апокалиптическая» (последняя) часть Елеонской проповеди, Спаситель указывает на то, что единственным способом верного определения новозаветных времен призваны стать не вычисления их длительности по книгам (как, например, это описано в Дан.9:2), но христианская мудрость и пророческая прозорливость самой Церкви. Поэтому вместо возвещения отдельных дат и сроков в новозаветное время народу Божьему открывается нечто большее, а именно все самые существенные «опознавательные» признаки всех без исключения грядущих времен.
А поскольку христианам, в отличие от «плотского» Израиля, вместо буквальных сроков локальных событий открываются причины и духовная суть всех без исключения вселенских процессов, — теми «инструментами», посредством которых Церкви Христовой надлежит определять «знамения времен», выступают не «мирские» календари, а ее собственные духовные знания и духовный опыт. Причем ни вычислениями дней, месяцев, «времен» и лет (сравн. – Гал.4:9-10), ни обращениями к любым другим земным (человеческим) способам «исчисления времен», заменить и тем более превзойти такое осознанное ви́дение невозможно.
Более того, в притче о ветвях смоковницы косвенно утверждается, что близость конца времен была на тот момент весьма и весьма относительной. Ведь если ветви дерева, как сказано, «становятся уже мягки» (Мф.24:32, Мк.13:28), — это обстоятельство свидетельствует о приближении лета.
А образу «вселенского лета» соответствует вовсе не последний день ветхого мира, — но вся полнота времен Нового Завета до Второго Пришествия Спасителя, сравн.:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Лк.4:18-19)
.
Другими словами, та «пророческая мягкость», которую приобрели «ветви смоковницы» во времена земной проповеди Спасителя, в точности соответствовала тем реалиям, в которых прозвучали эти слова. Именно в эти дни ветви «смоковницы» впитывали слово Благовестия, — и, становясь «мягкими», возвещали приближение и наступление «лета Господнего», когда «на ниве человечества» будут созревать плоды, пригодные для вечности.
(С учетом того, что во многих библейских свидетельствах плоды Благовестия уподобляются обычным земным плодам, вполне очевидно, что конец преходящего должен наступить не «вместе с летом», но уже после лета, в начале «пророческой осени», когда созреют все возможные плоды, и те из них, которые окажутся «добрыми», будут собраны и перенесены «в небесные житницы».
Тем не менее, в качестве признака времен, исчисленных для всего мира и всего человечества, наступающее лето свидетельствует и о приближении осени, а вместе с этим и о грядущей «последней жатве». Именно в таком виде общая панорама новозаветных событий представлена, например, в слове пророка Исаии, где «благодатное лето» возвещается не «само для себя», но в пророческой перспективе конца времен, сравн. – «…проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего», Ис.61:2)
Таким образом, можно утверждать, что во времена Нового Завета Господь по-прежнему открывает Своему народу все тайны грядущего «заранее», то есть еще до того, как начнет происходить что-то существенное, сравн.:
Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам (Ам.3:7)
.
Однако новозаветные пророчества не содержат буквальных предсказаний, касающихся неких локальных и кратковременных событий, и не возвещают своим адресатам «астрономические» сроки и конкретные календарные даты.
Во времена Благовестия тайны грядущего открываются христианам посредством дарования им новозаветной способности к разумению и осознанию духовной сути всех происходящих процессов и тех существенных перемен, которые затрагивают не только отдельные народы и территории, но весь мир и все человечество (сравн. – 1 Кор.2:9-10,15-16; 1 Фес.5:1-6).
А поскольку «первым» поводом для Елеонской проповеди Спасителя послужили близкие по времени события, которые должны были завершиться разрушением рукотворного храма, а более отдаленные времена были обозначены всего в нескольких фразах, — именно книга Откровение Иоанна Богослова, явленная Церкви в свое особенное время, выглядит самым полным новозаветным пророчеством, возвещающим все существенные признаки всех новозаветных времен до последнего дня ветхого мира.
(Очевидно, что если Откровение Иоанна Богослова возвещает христианам не только некое отдаленное будущее, не имеющее отношения к их «настоящему», но исполняет целый ряд отдельных обетований, таких как Ам.3:7, прорисовывая всем христианам всех времен самые существенные признаки тех духовных процессов, которые совершаются с ними и в их времена, — это означает, что в последней книге Св. Писания представлены не отдельные эпизоды истории мира и человечества, но вся полнота событий всех новозаветных времен)
Более того, и сама книга Откровение свидетельствует о своем содержании именно в таком смысле, то есть прямо и недвусмысленно утверждает, что в ней отражены как те события, которые совершались и завершались уже во времена появления книги и исполнили все мессианские пророчества Ветхого Завета (сравн. – «…как Он благовествовал рабам Своим пророкам», Откр.10:7), — так и те процессы, которые будут определять различные состояния видимого и духовного мира во все времена вплоть до Второго Пришествия Спасителя:
Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего (Откр.1:19)
.
Кроме того, о том, что почти все прорисованные тайнозрителю Откровения духовные процессы проявились в мире уже во времена разрушения Иерусалима, и при этом будут продолжаться до самого конца времен, свидетельствуют и слова «…покажу… чему надлежит быть вскоре», которыми и начинается, и завершается книга Откровение (Откр.1:1 и Откр.22:6). Причем в этом смысле последняя книга Св. Писания представляется целиком посвященной Церкви не только как пророчество, возвещающее народу Божьему самые существенные признаки всех грядущих времен (в основном как времен скорбей и гонений), — но и как постоянное во времени свидетельство, утверждающее Церковь в том, что именно в ней продолжается и исполняется уже совершившаяся Победа Спасителя.
(Свидетельствуя о Своей Победе, Господь уже в самом начале книги Откровение утверждает, что ни ад, ни смерть ныне не имеют былой власти: «…и имею ключи ада и смерти», Откр.1:18, а судьба и сама жизнь Церкви находятся исключительно в Его руке: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей», Откр.1:20, что в точности соответствует утверждениям из Евангелия от Иоанна, сравн. – «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей», Ин.10:28)
При этом ни Евангелия, ни книга Откровение не определяют для грядущих событий календарные сроки и не возвещают слушателям некие конкретные цифры. Подобные смыслы вверены не «ветхой букве» (сравн. – Рим.7:6) и не формальному «информационному» знанию, — а способности христиан, находящихся в состоянии духовного бодрствования, чувствовать и осознавать любые существенные изменения в глобальных состояниях мира и человечества (т.е. самим оценивать «мягкость ветвей смоковницы»).
Соответственно, те не очевидные для обычного взгляда перемены, которые происходят и будут происходить в видимом и невидимом мире, способны определять и распознавать только люди, наблюдающие за собой и за миром «оком духовным», — то есть только те христиане, которые обладают совершенным чувствованием и имеют соответствующий такому различению духовный опыт (как и «мягкость ветвей смоковницы» указывает на приближение лета только тем, кто имеет опыт житейский).
Что касается мира неверующих, в котором нет и не может быть людей, способных к различению вселенских духовных перемен и «знамений времен», — для всех его обитателей День Господень наступит абсолютно неожиданного, то есть придет в буквальном смысле «как тать ночью» (2 Пет.3:10, 1 Фес.5:2 и т.д., сравн. – Откр.16:15). Причем та духовная слепота, которая не позволит «живущим на земле» рассмотреть приближение и наступление последнего дня, не послужит им в оправдание, — ведь такое состояние является прямым следствием внутренней нечистоты, нечестия и неверия, и уже самим своим наличием и обличает, и осуждает буквально каждого своего «владельца», сравн.:
Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете (Мф.16:3-4)
.
Таким образом, через книгу Откровение Господь открывает Своей Церкви не столько буквальные признаки и сроки последних дней нынешнего века, сколько полную панораму событий, которые будут сопровождать новозаветную Церковь все грядущие времена до тех пор, пока народ Божий не закончит спасительный переход духовной пустыни ветхого мира.
Причем весьма знаменательно, что венчают эту величественную пророческую панораму не вселенские суды над миром нечестия, — но образы будущего благословенного века (Откр.21:1-5 и т.д., сравн. –«…и что будет после сего», Откр.1:19).
А неотступное присутствие в видениях Откровения различных образов Спасителя (и как Источника посланий и видений, и как главного действующего Лица в каждом из отдельных сюжетов, и т.д.) имеет смысл свидетельства «…и се, Я с Вами во все дни до скончания века…» (Мф. 28:20), которое было даровано Церкви сразу же после разрушения ветхозаветного храма, т.е. в самое подходящее для такого свидетельства время.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Понятие «мiр» в священных писаниях Нового Завета
Предыдущая статья: Образы времен в книге Откровение Иоанна Богослова
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #книга Откровение и разрушение Иерусалима #что означают времена язычников, Лк.21:24 #внешний двор храма исключи и не измеряй, Откр.11:2 #притча о смоковнице, Мф.24:32-33, Мк.13:28-29