Как известно, 12 декабря 1979 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и специальная комиссия Политбюро ЦК КПСС приняли решение ввести в Афганистан советские войска «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств». Началась война, на которой выполняли свой интернациональный долг и камазовцы.
Слово Афанасьеву Алексею Алексеевичу, который в период с сентября 1977 года по январь 1979 года работал в управлении главного конструктора (УГК) КАМАЗа инженером-конструктором, а с января 1979 года по апрель 1998 года проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах СССР и РФ.
«С началом военных действий в Афганистане в конце декабря 1979 года, автомобильным частям 40 армии потребовалась помощь заводских специалистов КАМАЗа. Помощь заключалась в обучении личного состава воинских частей и ремонте автомобилей КАМАЗ. По просьбе начальника Центрального автотракторного управления Министерства Обороны СССР в январе 1980 года в войсковую часть 51452 (602 ОАБ, ТуркВО, г. Байрам-Али) была направлена группа специалистов КАМАЗа.
Внизу на фотографии камазовцы в аэропорту Курумоч в городе Куйбышев (ныне Самара) перед вылетом в Ташкент.
Добравшись с приключениями до города Байрам-Али, мы обнаружили в автопарке части только один, сильно «травмированный» КАМАЗ-5320! Оказалось автобат был уже переброшен на Кушку (ныне Серхетабад) – самую южную точку СССР, примерно в 400 километрах южнее от Байрам-Али. Действуя по обстановке, члены группы приняли решение продолжить «преследование» батальона с целью выполнения поставленной задачи. Отыскав в вавилонском столпотворении различных войск свой автомобильный батальон наша группа приступила к работе. В течение нескольких дней мы отремонтировали неисправные автомобили КАМАЗ, грузовики были возвращены в строй.
После того, как мы выполнили поставленную задачу, командование части предложило нам проверить качество ремонта автомобилей КАМАЗ в боевых условиях, совершив марш на сопредельную территорию в составе сводной колонны «наливников» и «сухогрузов». Внизу вы можете увидеть, что собой представлял КАМАЗ – «наливник»
Это предложение было нами принято. Мы хотели показать военным водителям автомобили КАМАЗ в деле, рассеять сомнения бойцов в их возможностях. Таким образом, временно мобилизованные в ряды Вооружённых Сил СССР камазовцы сменили гражданскую одежду на военную форму, получили боевое оружие и, вероятно, самими первыми из Татарии оказались на афганской войне.
Внизу на фотографиях мастерская МТО - АТ на базе автомобиля ЗИЛ-157, носившего прозвище «Захар».
Внизу аэропорт города Мары в 100 километрах от города Байрам-Али. Путь домой.
По возвращении в Набережные Челны, я доложил о результатах командировки на совещании у генерального директора КАМАЗа Васильева Л.Б. Доложил в том числе о конструктивных и производственных недостатках наших автомобилей, общей неприспособленности «цивильных» КАМАЗов к эксплуатации в боевых условиях. Предложил также поощрить нашу группу… Сегодня с нами уже нет Чуйкина Николая Михайловича…»