Здравствуйте, читатели!
Не так давно мы с вами рассуждали об усилении налогового контроля за абсолютно всеми сферами и бизнеса и частной жизни. В рамках этого долгосрочного и амбициозного проекта с 1 июля 2021 года появится ряд товаров, перечисленных в Постановление от 25.06.2019 № 807, которые стану прослеживаемыми (в этот список попали холодильники, мониторы, стиральные машины и, от чего-то, даже детские коляски). По данным категориям товаров будет происходить исключительно электронный документооборот. Полностью. Весь необходимый софт для сбора, учета, хранения и обработки информации естественно разработан ФНС. Какие цели преследует ФНС?! Максимальная прозрачность движения товаров.
Как показала практика внедрения обязательной маркировки товаров, этот процесс оказался достаточно трудозатратным, во многом основанным на человеческом факторе, что неизбежно ведет к ошибкам. В попытках разработать систему, которая могла бы без дополнительной маркировки отслеживать товародвижение, использовать унифицированное ПО (Программное Обеспечение), и не зависеть от человеческого фактора и была рождена идея об отслеживании товародвижения на уровне документооборота. Но для этих целей необходимо перевести бизнес на полноценный ЭДО (Электронный ДокументоОброт). Именно в эту сторону нас и будет двигать эксперимент, стартующий 01 июля 2021 года.
Но, как оказалось, документальное отслеживание товародвижения невозможно осуществить лишь введением ЭДО для компаний ввозящих товары и продавцов всех мастей. Товары, так или иначе, передвигаются по стране, их неоднократно продают и перепродают и в процессе перемещают по всей нашей обширной родине. Как же тут наладить качественное отслеживание?! Правильно – внедрить электронный документооборот в сфере автомобильных грузоперевозок! Такой документооборот позволит и товары отследить, и попутно решить еще ряд давно назревших проблем. А проблемы, требующие решения, в отрасли грузоперевозок определенно есть.
Во-первых, есть компании и частные собственники, владеющие большегрузным транспортом, но при этом не декларирующие никакого дохода от его использования, и таких более 20% в отрасли. Понятно, что, скорее всего, эти субъекты просто не афишируют свои доходы, а расчет с заказчиками грузоперевозок ведут «наличными в кабину водителю». Разумеется, налоговикам хотелось бы видеть этих граждан в числе ответственных налогоплательщиков.
Во-вторых, уже многие годы налоговики борются с разного рода «приписками», используемыми компаниями для снижения налогов путем завышения объема поставленных транспортными компаниями услуг. Впоследствии, при проведении встречных проверок, нередко выявляются косвенные несоответствия. Несоответствия заявленным данным как количества списанного ГСМ или отработанных моточасов, так и пройденного километража и выплаченной заработной платы. Кроме того, не редки случаи, когда встречная проверка выявляет некачественное сокрытие следов иного рода «приписок». К примеру, компания А купила у компании Б 10 тонн щебня, но в документах они отразили уже 25 тонн, привлекли грузоперевозчика, который собственно и перевез им купленные 10 тонн, но по документам то 25… Естественно, никто не остался в накладе. Но при проведении проверки компании А налоговая запрашивает документы у перевозчика и выясняет, что или щебня было меньше или «нагрузка на ось» у перевозчика превышала допустимую в несколько раз. Обнаружить то обнаружили, но как с этим бороться не ясно: штрафовать за перегруз перевозчика может только ГИБДД, доказать что щебня было меньше ссылаясь на косвенные признаки – маловероятно.
И вот мы подошли к самому интересному, постановлением от 21.12.2020 г. № 2200 Правительство Российской Федерации приняло новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. К слову сказать, они начали действовать уже с 01 января 2021 года.
Если кратко обобщить произошедшие изменения, то они сводятся к следующему:
- обновлена форма транспортной накладной;
- транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать и в электронном виде;
- добавлен новый раздел, отражающий организацию ЭДО в грузоперевозках, где полностью регламентируется вновь введенная система электронных провозных документов;
- установлен новый порядок переадресовки груза с использованием систем ЭДО, что позволит с оной стороны соблюсти прозрачность движения груза, а с другой позволит доказать факт и период простоя;
- обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
- появилось понятие “водитель” - лицо, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком, что не только фиксирует его статус, но и разграничивает ответственность;
- обозначен перечень обязательных для отражения в заявке на перевозку груза данных, что позволит максимально конкретизировать заявку.
Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов. Перевозчики-нелегалы будут вынуждены выйти из тени или покинуть рынок. Помимо целей из официальной версии, дополнительной целью введения новых правил стало ужесточение налогового администрирования товародвижения по территории России.
С одной стороны, контроль за передвижением собственно грузовой техники осуществляется по средством ГЛОНАСС и системы камер фото- видео- фиксации в режиме реального времени. Так в деле №А47-116/2015 налоговики уже использовали данные ГЛОНАСС в качестве доказательства «мнимости» сделки по купле-продаже ГСМ. В рамках судебного заседания было доказано, что согласно данным ГЛОНАСС транспортные средства по указанному в документах маршруту не перемещались. Арбитражный суд, учтя представленный объем доказательств, счел законными требования налоговиков. Более того, факты использования данных ГЛОНАСС и систем фото- видео- фиксации в практике налоговых проверок встречаются все чаще.
С другой стороны, налоговый контроль (обязательный пока только в части ограниченного перечня товаров) технически осуществлен введением изменений в форму транспортной накладной и запуском специализированной информационной системы, которая учитывает, накапливает и анализирует данные из электронных перевозочных документов.
Использование систем электронного документооборота делает перевозку как хозяйственную операцию прозрачнее, позволяя перевозчику (и налоговикам) видеть транспортную накладную в режиме реального времени. Это дает возможность контролировать содержание транспортной накладной и, при необходимости, вносить в нее сведения со стороны перевозчика. Сам по себе ЭДО с использованием усиленных ЭЦП значительно упростит доказывание факта заключения договора перевозки и не позволит вносить в провозные документы сведения “задним числом”. Это крайне важный момент для целей налогообложения.
Что касается систем ЭДО для перевозочных документов, то сведения собранные в них будут передаваться в централизованную систему под надзором ФНС, которая будет сравнивать и анализировать товаро- и грузооборот предприятий. В результате проведенного анализа расхождения в показателях будут служить поводом для налоговой проверки. Более того, при интеграции электронных перевозочных документов на прямую с АСК НДС-2, для налоговиков станут еще более очевидны моменты возникновения «налоговых разрывов», что позволит своевременно на них реагировать.
Таким образом, думаю вполне очевидно, что «обкатав» выстроенную систему, состоящую их доработанной схемы электронных перевозочных документов, электронного документооборота по определенным группам товаров и возможности интеграции этих данных с АСК НДС-2, налоговики вполне успешно распространят этот опыт на весь оставшийся товарооборот. К чему это приведет в долгосрочной перспективе?! Представляется весьма вероятным исчезновение разнообразных «серых» схем, уменьшение возможностей для проведения «мнимых» сделок без фактического перемещения товара, значительно усложнится процесс поставок нелегальных медикаментов или контрафактных товаров. Налоговая стремится сделать систему сквозной и максимально прозрачной, чтобы повысить собираемость налогов, и на текущем этапе решения этой задачи сомнений в успехе остается все меньше.