В девяносто девятом году на ВАЗе началась работа по созданию автомобиля на топливных элементах. Проект получил название lada Antel . Первый экспериментальный образец был представлен на автомобильной выставке уже спустя два года после начала работ. Аппарат был собран на базе внедорожника Нива 2131. Машина изначально создавалась как тестовый образец для проведения испытаний. Почитать об этом автомобиле можно в предыдущем материале - Antel 1
Первый образ получился довольно удачным, несмотря на отсутствие опыта. Проект автомобиля на водороде привлёк к себе большое внимание, благодаря чему руководство предприятия выделило 100 миллионов рублей на дальнейшие работы. Antel 1 имел ряд недостатков, которые предстояло устранить и довести технические характеристики авто до значений, приемлемых для повседневной эксплуатации
Полученный опыт позволил создать новый автомобиль Lada Antel 2. На этот раз в качестве базы был использован универсал ВАЗ 2111. На создание авто ушло около двух лет. Машина была готова уже в 2003 году. Конструкторами была проделана большая работа, благодаря чему новый автомобиль мало чем отличался от серийных машин.
Более того, удалось сохранить багажное отделение. Все необходимое оборудование разместилось под полом и под капотом. Одним из недостатков первой версии была необходимость хранить кислород в баллонах. Баллоны занимали место, требовали заправки и делали автомобиль менее безопасным.
Поэтому в Antel 2 вместо кислорода было принято решение использовать воздух, который заканчивался в генератор под давлением. Это стало возможным благодаря тому, что машину оснастили первым в нашей стране щелочным водородно-воздушным генератором. Установка стала более безопасной и заметно снизился общий вес оборудования.
Водородная версия универсала получилась тяжелее серийных машин всего на 250 килограмм. Первый образец, собранный на базе Нивы, имел общий вес около двух тонн. Машина способна проехать до 350 километров на одной заправке! Это на 150 километров больше чем в первой версии. Чем не конкурент электромобилю Тесла?
При создании Antel 1 был использован имеющийся электродвигатель. Он имел небольшую по меркам современных автомобилей мощность всего около 25 киловатт. Поэтому было принято решение начать разработку нового двигателя. При создании электрического силового агрегата под этот проект специалисты уделили большое внимание его эффективности. В конечном итоге удалось достичь коэффициента полезного действия в 90 процентов! Против 75 процентов у мотора на Антэл 1.
Новый двигатель имел мощность в 60 киловатт против 25 у предшественника. Это около 80 лошадиных сил. В 2003 году этой мощности было достаточно, чтобы конкурировать на рынке. Несмотря на увеличившуюся мощность, вес двигателя только уменьшился с 68 до 28 килограмм. Этого удалось достичь во многом благодаря поднятию напряжения до 300 вольт. Разработкой электродвигателя занималась Рыбинская научно-исследовательская лаборатория.
Генератор также был доработан, теперь он выдавал 25 киловатт при 240 вольтах вместо 17 при 120 вольтах. Однако этой мощности все ещё недостаточно для питания двигателя. Поэтому было принято решение установить батарею в качестве "буферной ёмкости". Специально для этого проекта была разработана 10 амперная никель-металлогидридная аккумуляторная батарея на 240 вольт. Во время езды часть энергии генератора использовалась для зарядки батареи.
При разгоне автомобиля, когда требуется большая мощность двигатель питался одновременно от генератора и батареи. Данная схема позволяла увеличить не только мощность автомобиля, но и экономичность. Наличие батареи позволяет реализовать рекуперацию. Это использование энергии торможения для зарядки батареи. В тормозную систему был добавлен вакуумный насос. В первой версии тормоза работали без вакуумного усилителя.
Первый Антэл заправлялся около двух часов. Специалисты приняли решение использовать новую систему заправки. Если раньше водород закачивался компрессором, то теперь он просто перетекал из большой ёмкости. Это позволило сократить время заправки до 5-10 минут. Суммарный объём трёх баллонов составил 90 литров.
В первой версии установки имелся еще один недостаток, это время выхода на рабочую температуру при которой генератор вырабатывает полную мощность. Благодаря использованию нагревательных элементов время нагрева до необходимой температуры удалось сократить с одного часа до 10 минут. Что касается максимальной скорости, то она возросла с 80 до 100 километров в час. Масса Antel 2 - 1280 килограмм.
Antel 2 был продемонстрирован на автомобильных выставках, проводившихся в Москве, Париже, Женеве и Франкфурте-на Майне. Последняя поездка на выставку состоялась в 2004 году. Однако, несмотря на интерес к этому проекту в 2004 году руководство предприятия приняло решение остановить финансирование работ.
Однако, несмотря на это, проект имеет некоторое продолжение. Если Вам интересна судьба российского автомобиля на водороде, то подписывайтесь на канал, скоро выйдет продолжение истории.