Всего их 3 типа. Они относятся не только к продуктам, но и к любым товарам, которые может купить потребитель, включая услуги.
Но учитывая, как возрос спрос на экологичные товары, многие компании занимаются гринвошингом - делают ничего не значащие привлекательные эко маркировки (типа "100% натуральный продукт"), или вообще подделывают существующие.
Эко-маркировка 1-го типа
Золотой стандарт потребителя.
Эту маркировку нельзя купить. Чтобы продукт красовался подобной, нужно пройти жесткие проверки - от документов, до производства и качества продукции.
Выдают маркировку только тогда, когда все идеально сошлось со стандартами, а через 1-3 года нужно все будет пройти заново.
Еще эти маркировки:
- награждены сертифицируемой сторонней программой
- чаще всего поддерживаются государством
- критерии для попадания этой марки на упаковку определяются независимыми экспертами (учеными, академическими исследователями, техническими экспертами и заинтересованными группами)
- все требования для оценки и отбора известны любому, кто захочет узнать подробности
Российский Листок Жизни
Если такая маркировка встретилась на упаковке овощей, фруктов или сока - значит, продукт был выращен в чистой почве с разрешенными удобрениями, без пестицидов. Все это официально проверили независимые лаборатории.
На упаковке мясных продуктов или яиц - значит животных кормят чистыми кормами без примесей ГМО и антибиотиков. Еще, животные могут свободно гулять и содержатся в хороших условиях.
Листок на химии - она не содержит фталатов (токсичных веществ, содержащихся в пластике ПВХ), фосфатов, раздражающих кожу отбеливателей, в том числе с хлором.
Также его можно встретить на красках и линолеуме Tarkett.
Эко-маркировка 2-го типа
О наличии этой маркировки производители заявляют самостоятельно.
Этот вид:
- самопровозглашенный
- фокусируется на определенном качестве продукта, например "компостируемый"
- нет независимой сертификации
- как-бы проверяется, но не всегда
- может вызывать вопросы о действительности сертификации, когда ее невозможно проверить
3-й тип маркировки
Компания добровольно задекларировала экологичность всего жизненного цикла продукта или услуги.
- может быть или не быть сертифицированным третьей стороной
- не сертифицирует какое-либо конкретное качество продукта / услуги
- состоит из поддающегося проверке заявления о продукте или услуге.
Органические маркировки
В продуктах с такими лейблами нет синтетических добавок.
Если это растения - их выращивают на натуральных удобрениях.
Животные - с ними хорошо обращаются и кормят едой без ГМО и антибиотиков.
Но эта сертификация не учитывает насколько экологична упаковка и процесс производства.
Маркировки на сертификацию
Эти маркировки не относятся к 1-му типу, но их все равно признают значимыми. Дело в том, что они относятся к определенным отраслям, а не к продуктам.
В итоге хочется сказать, что не всем маркировкам можно верить. Но и запоминать их необязательно. Есть специальное приложение Ecolabel guide (Android, IOS), оно поддерживает русский язык. Тут можно найти нужную, и узнать о ее серьезности.