Найти тему
Troll&Bus

Музейный троллейбус на маршруте города.

Дата написания: 26.02.2021 (сделано несколько правок, в соответствии с датой публикации)

Во Владимире, впервые за всю историю общественного транспорта, произошел невиданный доселе прецедент. Работники троллейбусного предприятия АО «Владимирпассажиртранс» отреставрировали классический троллейбус ЗиУ-682Г 1992 года выпуска. Более того, троллейбус будет курсировать по обычному кольцевому маршруту, что делает это событие еще более интересным.

О создании музейного троллейбуса заговорили еще год назад. Вероятно, именно тогда была выбрана машина с бортовым номером 206. Немного о ее истории. Троллейбус пришел к нам в город в 1992 году. При вводе в эксплуатацию он был закреплен за маршрутом №7 (Проспект Ленина — ВЭМЗ).

Фото взято с сайта Transphoto.org
Фото взято с сайта Transphoto.org

09.12.2009 года троллейбус был переоборудован в учебный: появилась перегородка кабины водителя, дополнительное кресло для инструктора и дублирующая тормозная педаль. В таком виде он эксплуатировался вплоть до начала 2019 года.

Фото взято с сайта Transphoto.org
Фото взято с сайта Transphoto.org

В 2019 году его отставили от эксплуатации и был поставлен вопрос о дальнейшей судьбе троллейбуса. У его собратьев она, как правило, была незавидной. Старые троллейбусы попросту списывались и распиливались на металл. Но каким-то чудом этой машине удалось избежать подобной участи и возродиться в качестве музейной машины. Работы были начаты в 2020 году и продолжались в течение полугода

Разобранный остов троллейбуса в процессе реставрации. Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Разобранный остов троллейбуса в процессе реставрации. Фото взято с сайта vladimir-city.ru

По слова СМИ, к восстановлению подошли достаточно основательно. Экстерьер троллейбуса, его ходовая часть, электроустановка, внутреннее оборудование кабины водителя сохранились в аутентичном состоянии. При реставрации использовались только оригинальные запасные части и детали. По словам главного инженера «Владимирпассажиртранса» Михаила Сонина, ряд оригинальных запасных частей, в частности, по электрооборудованию, удалось найти с большим трудом. Цвет машины красный с молочно-белым. Он был выбран в качестве отсылки на окрас троллейбусов данной модели в советскую эпоху.

Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Фото взято с сайта vladimir-city.ru
На дорогах Владимира. Автор фото: Аркадий Новожилов.
На дорогах Владимира. Автор фото: Аркадий Новожилов.

Не обошлось, правда, и без ложки дегтя. В салоне, вместо оригинальных диванов из кожзама, характерных для троллейбусов данной модели, были установлены так называемые антивандальные сиденья, совершенно не вписывающиеся в интерьер и нарушающие всю аутентичность. Очевидно, что донором этих сидений стал один из отстраненных от эксплуатации Волгабасов. Это словно служит издевкой и напоминанием жителям городам о том, на что были потрачены 240 миллионов рублей в 2014 году.

Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Фото взято с сайта vladimir-city.ru
Возможно, именно этот Волгабас услужливо поделился с «ретро-троллейбусом» своими сиденьями. Самому автобусу они, очевидно, больше не пригодятся.
Возможно, именно этот Волгабас услужливо поделился с «ретро-троллейбусом» своими сиденьями. Самому автобусу они, очевидно, больше не пригодятся.

Говорят, что уже очень скоро ретро-троллейбус выйдет в свой первый рейс и будет курсировать по маршруту № 8. Маршрут выбран не случайно, ведь он проходит по всему центру, а, значит, машина будет привлекать к себе внимание туристов и просто прогуливающихся граждан. В администрации предполагают, что он станет одной из туристических особенностей нашего города.

Теперь же поговорим о негативных моментах сей истории, коих, к моему глубочайшему сожалению, не мало. Какие-то напрямую связаны с реставрацией, а какие-то лишают возможности полноценно порадоваться факту того, что впервые за историю Владимира общественный транспорт признан частью культурного наследия.

Первый момент — это собственно, сама реставрация. На первый взгляд, можно сказать, что троллейбусу придали действительно отличный внешний вид, привлекающий к себе внимание. Но вот была ли это реставрация в истинном ее понимании? Если внимательно присмотреться к троллейбусу, то окажется, что множеством мелких деталей пренебрегли, тем самым нарушив историческую справедливость. Из самого бросающегося в глаза: отсутствие решетки на передней маске, молдингов под окнами, стекол в нижней части передней двери, и, разумеется, современные сиденья, о которых уже сказано выше. На самом деле, если покопаться в истории владимирского троллейбуса, то окажется, что за реставрацию выдают самый обычный КВР (капитально-восстановительный ремонт), который нередко проводили на предприятии в нулевых годах. Последнее десятилетие подобным больше не занимаются в виду нецелесообразности, но это не значит, что теперь привычный вид ремонта рейсовых троллейбусов можно называть реставрацией. Ко всему прочему само слово «музейный» оказывается неуместным, поскольку никаких особых условий хранения у троллейбуса в депо не имеется — он будет находиться в одном месте с остальным подвижным составом.

Но предположим, что все эти условности допустимы, мы считаем проделанную работу реставрацией и продолжаем относиться к троллейбусу, как к музейному экспонату. В таком случае возникает второй момент, поскольку встает вопрос о выборе модели для реставрации. Сам по себе ЗиУ-9 однозначно является достойным кандидатом на звание ретро-троллейбуса. Это самый массовый троллейбус в мире, знакомый не только жителям бывшего СССР, но и жителям таких стран, как Аргентина, Колумбия, Финляндия, Польша, Болгария, Югославия, Венгрия, Греция и Монголия. Но почему была выбрана машина именно поздней модификации «Г-00» выпущенной в 90-х уже после развала СССР? В чем заключается ценность данного троллейбуса? По всей стране колесят еще тысячи подобных ему троллейбусов, в связи с чем уникальность конкретно этой машины стремится к нулю. Понятно, что ранних ЗиУ-682Б у города уже не осталось, все они были списаны десятки лет назад. Но ведь была возможность использовать более позднюю модификацию ЗиУ-682В. Ведь еще в 2018 году на маршруте ходила машина с инвентарным номером 209, являющаяся на тот момент самым старым троллейбусом нашего города. Она была выпущена в 1988 году, еще до развала Советского Союза и была последним представителем серии «В» во Владимире.

Инвертарный номер «209» был ей присвоен от другого списанного троллейбуса по неизвестным мне причинам. Фото взято с сайта transphoto.org
Инвертарный номер «209» был ей присвоен от другого списанного троллейбуса по неизвестным мне причинам. Фото взято с сайта transphoto.org
Последняя фотография самого старого троллейбуса во Владимире. Фото взято с сайта transphoto.org
Последняя фотография самого старого троллейбуса во Владимире. Фото взято с сайта transphoto.org

Увы, она всего два года не дожила до того момента, когда был поставлен вопрос о создании ретро-троллейбуса, и в 2018 году ее благополучно списали и распилили, не посмотрев на ее почетный возраст и относительную уникальность.

Вопрос о том, почему не использовать более культурно-значимый троллейбус, конечно, риторический. Все мы с вами прекрасно понимаем, что должны радоваться хотя бы факту того, что ретро-троллейбус, в принципе, сделали. Ведь руководству троллейбусного предприятия и администрации города нет никакого дела до сохранения редких представителей общественного транспорта. И это третья проблема, на которой я хочу сделать акцент. Ведь еще десять лет назад была реальная возможность привезти и отреставрировать троллейбус ЗиУ-5, который без всяких оговорок является ретро-троллейбусом.

ЗиУ-5 являлся предшественником ЗиУ-9 и выпускался с 1959 по 1972 год. Фото сделано во Владимире Аркадием Новожиловым.
ЗиУ-5 являлся предшественником ЗиУ-9 и выпускался с 1959 по 1972 год. Фото сделано во Владимире Аркадием Новожиловым.

Все это должно было произойти с подачи транспортных энтузиастов, которые были готовы всерьез заняться работами по восстановлению троллейбуса, простаивавшего в огороде и использовавшегося на тот момент в качестве сарая. Но нужна была финансовая поддержка, ведь восстановление троллейбуса стоит значительно дороже, чем реставрация условных «Жигулей». За ней обратились в администрацию города, главой которой на тот момент был С.В. Сахаров. Но несмотря на историческую ценность троллейбуса и потенциальный интерес граждан к ретро-маршруту, Сахаров никакого интереса к восстановлению троллейбуса не проявил. В результате чего троллейбус был безвозвратно утерян. И проблема тут не в каком-то конкретном человеке, а в самой администрации города, которой неинтересно сохранять важные элементы своей истории.

Именно этот «сарай» мог стать первым музейным троллейбусом города. Но судьба распорядилась иначе. Автор фото: Alex_George
Именно этот «сарай» мог стать первым музейным троллейбусом города. Но судьба распорядилась иначе. Автор фото: Alex_George

В заключение, перейдем к последнему неприятному моменту, который напрямую никак не связан с реставрацией троллейбуса. И это состояние общественного транспорта на сегодняшний день. Если говорить отдельно об АО «Владимирпассажиртранс», то можно обратить внимание на то, что самому свежему троллейбусу в депо уже больше десяти лет. При этом основной подвижный состав представляет собой все те же ЗиУ-682Г с незначительными визуальными и конструктивными изменениями, что уже ставит под сомнение использование такого же троллейбуса, но постарше, в качестве музейного. Ведь в таком случае получается, что у нас все троллейбусы — это своего рода музей на колесах. Перспектив на закупку новых троллейбусов пока не намечается, от московских «подарков» город так же отказался, взяв лишь 50 ЛиАЗов, которые уже успели «порадовать» жителей города своей надежностью.

Раз речь зашла об автобусах, то стоит к ним и перейти. Во «Владимирпассажиртранс» в качестве подвижного состава используются Волгабасы, старые немецкие автобусы и ЛиАЗы, упомянутые ранее. О Волгабасах и говорить нечего: из 20 автобусов выпущенных в 2014 году на ходу осталось 6, а на линии курсирует и того меньше. Немецкие автобусы всем хороши, за исключением одного громадного «но» — им уже 25-30 лет. Даже очень хорошая техника неспособна выдержать столь долгую эксплуатацию, особенно в условиях нашей страны. И сейчас «Мерседесы», которые 10-15 лет назад радовали жителей города своей комфортабельностью и надежностью, теперь лишь раздражают своим потрепанным видом и постоянной ломучестью. С ЛиАЗами тоже не все гладко, машины уже отработали свое в условиях Москвы и своим состоянием недвусмысленно дают понять, что им бы уже пора на покой. В итоге, получается, что у «ВПТ» нет ни одного приличного современного автобуса или троллейбуса, зато есть «ретро-троллейбус».

Как известно, помимо, «Владимирпассажиртранс» у нас курсируют автобусы и других перевозчиков. Наиболее крупными из них являются: ООО «АДМ», ООО «ОКТО», ООО «ПОАТиС», «ИП Михайлов А.Е.» и ООО «РТС». Кратко пробежимся по подвижному составу каждого из них.

С «АДМ» многие знакомы не понаслышке и в курсе, что она испытывает проблемы на сегодняшний день. Претензии к ее подвижному составу абсолютно такие же, что и к «ВПТ». Те же Волгабасы, те же старые немцы, уже отходившие свое. Похвалить можно разве что за гармошки, но это лишь ложка меда в огромной бочке дегтя. (на ноябрь 2021 года компания обанкротилась и ушла с рынка перевозок)

«ОКТО» молодая компания, связанная с «АДМ», которая вышла на улицы нашего города с появлением маршрута «16С». С 1 марта, она получит еще несколько маршрутов и тогда уже можно будет рассуждать о качестве перевозок. Подвижный состав у этой компании ничем особо не блещет — подержанные автобусы МАЗ среднего класса — это явно не слишком достойная альтернатива большим автобусам. (на ноябрь 2021 стала духовным правопреемником "АДМ". В начале года никто не думал, что уровень пассажирских перевозок может упасть ниже, чем при "АДМ", но он упал. Эксплуатирует "ОКТО" подержанные автобусы НЕФАЗ, МАЗ и Mercedes-Benz. Последние куплены, как у "АДМ", так и в других городах.

«ПОАТиС» — это старожилы нашего города, которые еще застали суровую конкуренцию с «БигАвтоТранс». Автобусы у них остались с тех же времен — старые «Мерседесы» 90-х годов. Но выглядят они на фоне транспорта других перевозчиков куда приятнее. Жаль лишь, что достойной замены этим автобусам в ближайшем будущем не предвидится. Но это претензия не к самой компании. Ее, на фоне происходящего транспортного коллапса можно даже похвалить, пожурив лишь за манеру вождения водителей, которая порой бывает агрессивной.

«ИП Михайлов А.Е.» — это не совсем один перевозчик. Сразу несколько человек работают под этим ИП, в качестве субподрядчиков. Количество городских маршрутов у них уже долгое время не меняется: их два — «1С» и «17». И если 5-10 лет назад Михайлова постоянно ругали за состояние подвижного состава на маршрутах, то теперь на фоне остальных, он выглядит не так уж и плохо. Как говорится, зачем к чему-то стремиться, если можно просто подождать, когда планка опустится?

Про «РТС» говорить особо нечего, кроме того, что среди всех перевозчиков они наиболее качественно выполняют свою работу. У них есть лишь «152» маршрут, график работы на котором они практически не нарушают. В качестве подвижного состава они используют «Мерседесы», выкупленные у «БигАвтоТранс» и это, вероятно, самые лучшие автобусы среди тех, что курсируют по нашему городу, как по состоянию, так и по внешнему облику. Проблемы у «РТС» те же, что и у «ПОАТиС» — достойной замены этим автобусам нет и не ожидается. (на ноябрь 2021 года компания также получила маршруты №6С, №15 и №32)

«РТС» выкупила лучшие автобусы «БАТ» для своего маршрута. Все автобусы находятся в сопоставимом состоянии с экземпляром на фотографии. По маршруту №21С "РТС" работала по временному контракту, с середины июня по 1-е октября 2021 года. Фото взято с сайта fotobus.msk.ru
«РТС» выкупила лучшие автобусы «БАТ» для своего маршрута. Все автобусы находятся в сопоставимом состоянии с экземпляром на фотографии. По маршруту №21С "РТС" работала по временному контракту, с середины июня по 1-е октября 2021 года. Фото взято с сайта fotobus.msk.ru

Также летом на рынке пассажирских перевозок появилась компания ООО "ТП Владимир", которая уже успела перепрофилироваться в компанию ООО "Ситилайн" . Она эксплуатирует старые немецкие автобусы, купленные, как во Владимире, так и в других городах - Пензе, Перми, Череповце.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что состояние общественного транспорта довольно печальное. И, по всей видимости, так оно и есть. Я намеренно сделал акцент исключительно на самом подвижном составе, поскольку анализ всей системы общественного транспорта требует отдельного разбора. Каких-то явных перспектив к улучшению ситуации нет, но, конечно, хочется верить в лучшее. И возможно этот красивый ретро-троллейбус, который хоть никаким «ретро» и не является, все же станет тем лучиком надежды на то, что есть те, кому небезразличен общественный транспорт города. Что есть люди, для которых имеет значение тот факт, что люди хотят передвигаться по своему городу с комфортом, без ожидания транспорта по полчаса на остановке и, ко всему прочему, получать эстетическое удовольствие от интерьера и экстерьера подвижного состава, а не шарахаться от его вида. (забавно, но спустя девять месяцев мне практически нечего добавить к этой статье, а это говорит о многом)

На этой ноте я и закончу статью, которая началась рассказом о ретро-троллейбусе, а закончилась оценкой системы общественного транспорта в целом. Как говорится, начали за здравие, а закончили… как обычно.

#владимир #общественный транспорт #пассажирский транспорт #пассажирские перевозки #троллейбус #электрический транспорт #музей #ретро #история #автобус