Эта странная история произошла со мной довольно давно. Продавая старинную бабушкину дачу, я столкнулась с необычной покупательницей.
То, что мы сейчас именуем гордым словом «дача», в Советском Союзе именовалось более помпезно и одновременно скромно: «сад мира».
Несколько лет бабушкин участок стоял заброшенным, и мы решили его продать. Было это в самом начале двухтысячных, когда земля ещё мало кого интересовала.
По объявлению в газете позвонила странная женщина. Из всех возможных вопросов, которыми могут удивить покупатели (например, есть ли в доме биде), она задала самый невозможный.
Её не интересовали документы, состояние участка и домика, подъезд к участку, забор и соседи. Всё, что ей было нужно, это есть ли на участке цветы и какие.
У бабушки когда-то цветов было много, но из всех сохранились только тюльпаны, пионы и что-то ещё. Остальных заглушили буйно разросшиеся сорняки.
Пионы у бабушки были роскошные, в детстве мне со страху казалось, что их тяжёлые цветы с глубоким дурманящим ароматом больше моей головы. Между кустами спокойно можно было играть в прятки.
Крыша старого щитового домика давно провалилась, всё ценное давно вынесли металлюги и мародёры. А цветы никого не интересовали. И тут такой звонок.
С пионами я не могла расстаться и решила, несмотря на протесты мужа вывезти их на свою дачу. Вы пробовали перевозить корень размером с кофейный столик? А мужу предстояло выкопать и перевезти несколько таких столиков.
Но я стояла на своём. Во-первых, эти пионы доказали свою абсолютную неприхотливость: жили без всякого ухода несколько лет и не только не загнулись, а продолжали украшать запущенный сад. А во-вторых, я их любила.
Названий сортов, правда, я не знала. Мне кажется, бабушка тоже не знала, просто взяла в своё время делёнки у знакомых.
Поклонница пионов приехала смотреть участок на следующий день. Оказалось, что, ей нужны были только цветы. В первую очередь – пионы. И только старые советские сорта.
Ради этого она высматривает объявления о продаже старых участков, и в июне, когда пионы цветут, ездит и пытается договориться с владельцами интересных сортов.
Кто-то отказывается, кто-то делится даром. Одна строптивая старушка, хозяйка сада, полного цветов, продавать свои пионы отказывалась напрочь. Только с участком и только хорошему человеку. В итоге покупательница купила её участок со всеми цветами. Так сказать, оптом.
На первый взгляд – дичь. Но только на первый.
Оказалось, покупательница – биолог, имеет свой питомник растений. Её бзик – собрать все старые советские сорта роз, пионов, гладиолусов, тюльпанов, сиреней. Но главным образом – пионов.
Время показало правоту этой женщины. Посмотрите, что продаётся сейчас в садовых магазинах. За исключением роз все практически цветы – голландской селекции.
Цветов отечественной селекции почти нет. А уж про старые советские сорта я и не говорю. Их найти можно только у коллекционеров.
Чем же они так хороши? Ведь голландцы намного замысловатей, цветистей…
Но я заметила, что голландцы хлипкие, подвержены болезням, изнежены. А гладиолусы, прекрасные голландские гладиолусы со временем у меня выродились…
Я поделилась с собирательницей коллекции своими пионами бесплатно. Взамен она назвала мне сорта и мои пионы наконец-то приобрели имя. А ещё научила, как их правильно делить.
Бабушкин участок в итоге купили далёкие от цветоводства люди за 30 тысяч рублей. А я развела её пионы у себя на даче. И знаете, они действительно неприхотливы… И прекрасны!