Найти в Дзене
Петр Власов

Наполеоновские войны: французские знамена, знаменосцы и музыканты

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Знамена и знаменосцы

Полковые знамена наполеоновской армии носили название «орлов», так как их древки были увенчаны резными золочеными фигурками императорских орлов. Отношение к знаменам у русских и у французов было разным. В российской армии священным являлось полотнище знамени, и именно оно подлежало сохранению в любых условиях. У французов же знаменное полотнище считалось заменяемым материалом, а священным, сохраняемым в сражениях объектом было знаменное древко с закрепленной вверху золоченой фигурой имперского орла.

Полотнище французского знамени представляло собой чередование синей, белой и красной полос, расшитых золочеными монограммами Наполеона Бонапарта («N»), имперскими коронами, орлами и пчелами (символами власти, славы и трудолюбия). По предписанию Наполеона эти знамена во время сражения должны были находиться в гуще фузилерных рот, которые составляли основную массу полка, и могли обеспечить надежную защиту «орла».

-2

Для охраны знамени в строю и в бою в полку выделялись три знаменосца, которые жизнью отвечали за сохранность «орла». Это были наиболее заслуженные и уважаемые ветераны полка, своими подвигами на поле боя доказавшие право оберегать полковую святыню. Первый знаменосец нес самого «орла»; он являлся в центром знаменного построения. Чести нести знамя удостаивался лейтенант, прослуживший в армии не менее 10 лет и принявший участие в наиболее важных сражениях Наполеона: при Ульме, Аустерлице, Иене или Фридланде. Кандидатуру первого знаменосца утверждал лично император. Второй и третий знаменосцы шли по сторонам «орла», обеспечивая сохранность знамени; они отбирались из числа отличившихся ветеранов. Каждый знаменосец был вооружен парой пистолетов в кобуре на груди и короткой пикой, украшенной треугольным вымпелом (красным у 2-го знаменосца и белым у 3-го).

-3

Музыканты

Во времена отсутствия радио и телефонной связи полковые и батальонные музыканты всех армий Европы играли исключительно важную роль, фактически выполняя функции связистов. В грохоте боя, когда практически невозможно было расслышать речевые команды, пронзительные звуки труб указывали офицерам и солдатам, что нужно делать, а барабаны и флейты отсчитывали пехоте темп шага, помогая держать равнение в строю и подбадривая дух бойцов. Профессия музыканта в те времена была достаточно опасной: французские музыканты (как и русские) участвовали в бою вместе с остальной пехотой, причем вооружены они были только холодным оружием (тесаками), а руки их были заняты громоздкими музыкальными инструментами. Среди музыкантов наполеоновской армии было очень много подростков: это были дети солдат, их служба начиналась с 14 лет, и зачастую они сражались плечо к плечу со своими отцами.

Строй юных барабанщиков 15-го полка легкой пехоты
Строй юных барабанщиков 15-го полка легкой пехоты

Во французской армии помимо ротных, батальонных и полковых трубачей и барабанщиков, выполнявших функции связистов, намного шире, чем в русской армии, использовались полковые оркестры. Они были оснащены всеми видами известных тогда в Европе музыкальных инструментов. Эти оркестры обычно состояли не из детей солдат, а из профессиональных музыкантов, завербованных за деньги или призванных на службу по рекрутскому набору. Если в русской армии численность таких оркестров ограничивалась уставами и самими командирами полков, то у французов каждый полковой командир стремился расширить свой оркестр и сделать его как можно более пышным и красивым. Военные оркестранты носили особые мундиры так называемых «реверсных цветов» (в которых основной – синий – цвет французской армии использовался только как отделка, а сам мундир музыканта имел приборный цвет данного полка, а то и вообще сочетал в себе самые немыслимые оттенки). Эти разноцветные мундиры богато украшались различными серебряными или золочеными вышивками, шнурами, пуговицами и другими аксессуарами. В этом соревновательном украшательстве форма музыкантов французской армии постепенно перешла все допустимые пределы, превратив их в настоящих ярмарочных шутов. Именно поэтому в тяжелом 1812 году Наполеон издал указ, предписывавший одевать музыкантов в относительно скромную форму зеленого (в кавалерии) или синего (в линейной пехоте) цвета, обшитую имперскими галунами (в этом виде она стала несколько походить на форму русских музыкантов). Однако далеко не все командиры выполнили распоряжение императора, и до самого конца империи музыканты некоторых полков по-прежнему напоминали тропических попугаев.

-5

Наполеон, который сам по себе почти не интересовался музыкой, никогда не протестовал против чрезмерного расширения полковых оркестров, так как придавал большое значение тому сильному впечатлению, которое музыка производила на солдат и простой народ. Единственное его выступление против оркестров произошло в 1802 году, когда консул Бонапарт упразднил всех конных музыкантов, оставив только необходимых для подачи команд в бою трубачей. Однако это была вынужденная мера: музыканты перешли в пехотные полки, а освободившиеся лошади позволили Наполеону сформировать 4 новых кавалерийских полка, крайне необходимых в период тотальной нехватки вооружения и снаряжения. Как только ситуация улучшилась, музыканты в кавалерии были восстановлены и получили еще более вычурную и пышную форму.

-6

Музыканты французских полковых оркестров играли важную роль в основном только на парадах и праздниках. В сражениях, в отличие от русских музыкантов, они рисковали своей жизнью крайне редко. Лишь в случае необходимости и прямого приказа находившиеся во второй линии оркестры играли в бою различные мелодии для поднятия боевого духа солдат. Мелодии, исполняемые французскими военными музыкантами, достаточно сильно отличались от мелодий русских музыкантов. Если в российской армии оркестры играли в основном торжественные марши и кантаты, то французская армия шествовала на походе и в бою под мелодии из водевилей или народных песен. Так, типичными образчиками военной музыки Франции являлись популярные и часто исполняемые на марше песенки «Люблю я лук, пожаренный на масле», и «Роза, я посылаю тебе весточку обо мне». Этот легкомысленный стиль французской военной музыки наполеоновской эпохи был отлично передан в знаменитом советском фильме «Гусарская баллада». Помните, фривольную песенку, под которую наступала французская армия: «Жил-был Анри Четвертый, он славный был король; любил вино до черта, хоть трезв бывал порой»…

-7

Наполеоновские войны: виды французской пехоты

Наполеоновские войны: французская тяжелая кавалерия

Наполеоновские войны: французская линейная кавалерия

Наполеоновские войны: французская легкая кавалерия

Наполеоновские войны: пехота Императорской гвардии Наполеона

Императорская гвардия Наполеона. Конные полки Старой гвардии

Императорская гвардия Наполеона. Конные полки Средней и Молодой гвардии

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи по разным вопросам военной истории…