В начале ХХ-го века Правительство России активно вкладывалось в развитие флота. В связи с развитием судоходства на Севере и ростом грузопотока в северных портах, отдельной строкой расходов Морского министерства был план строительства ледоколов. Свою роль в этих планах сыграла и Первая мировая война - ледоколы требовалось строить ударными темпами. В Англии строился по российскому заказу ледокол “Святогор”, будущий “Красин”, но моряки опасались, что одного крупного ледокола может не хватить, и искали возможность заказать еще одно судно.
Тогда сотрудникам Морского министерства стало известно, что в Канаде строится мощный ледокол по заказу канадского правительства. Начались переговоры с целью перекупить у Канады уже строящийся ледокол, и тем самым, сэкономить время. Ледокол нужен был срочно, и Российское Правительство согласилось с озвученной ценой, не торгуясь. Но, когда удалось достичь договоренности о покупке ледокола, российские моряки решили внести изменения в проект строящегося ледокола, и сроки сдачи судна сдвинулись. Условием канадского правительства, на которое согласилась Российская сторона, было сохранение изначального имени судна на срок строительства. Спускали судно на воду под названием “Д. Д. Хейзен”, имя дали в честь министра Морского транспорта Канады. Российским ледоколам того времени давали имена в честь былинных богатырей, и после постройки на борту судна красовалось имя “Микула Селянинович”.
Длина ледокола составляла 89 м., а ширина - 17,5 м. В движение ледокол приводился двумя гребными винтами, на каждый из которых работала отдельная паровая машина мощностью 4000 л. с. Экипаж ледокола составлял 129 человек, команду набирали из лучших моряков со всей России, но перегон “Микулы Селяниновича” из Канады в Россию поручили канадскому экипажу.
Ледокол прибыл в порт приписки Архангельск в январе 1917 г., и с этого момента началась череда неудач, преследовавших ледокол. В первом же рейсе у ледокола сломалась буксирная лебёдка, без которой проводка судна была невозможна, и “Микула Селянинович” вернулся в порт для ремонта. Следующий рейс выявил конструктивный просчет судна - во льдах были сломаны три из четырех лопастей правого винта. После их замены командой водолазов “Микула Селянинович” тут же сломал все четыре лопасти левого винта. Решено было полностью заменить винты ледокола, и в ожидании их доставки “Микула Селянинович” простоял до апреля, бездействуя. После ремонта ледоколу удалось все-таки осуществить первую проводку судов, но при этом потерять пять лопастей уже новых винтов. Ледокол-неудачник отбуксировали в порт. Во время стоянки экипаж “Микулы Селяниновича” выявил и другие многочисленные недостатки: в трюмах были течи, деревянный настил палубы рассохся, и даже паровые котлы и машины были неисправны. Снова начался длительный ремонт.
В Гражданскую войну ледокол вооружили и включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана. “Микула Селянинович” успел даже совершить один боевой поход доставляя партизанов к местам боевых действий, но и тут ледокол преследовали неудачи. Просидев на мели больше семи часов ледоколу удалось самостоятельно с неё сняться, но пробоина в корпусе заставила снова вернуться в порт. В августе 1918 г. к Архангельску подступали корабли интервентов, и дабы преградить им путь, “Микулу Селяниновича” затопили в Северной Двине вместе с вполне рабочим ледоколом “Святогор”. С задачей положить несчастливый ледокол на дно экипаж “Микулы Селяниновича” тоже не справился, было выбрано не достаточно глубокое место, и ледоколы затонули частично. Интервенты легко подняли оба ледокола и забрали их в Англию. “Святогор”, как мы знаем, потом удалось вернуть на родину и дать ему имя спасителя Леонида Красина, а за “Микулу Селяниновича” никто сильно и не торговался.
Англичане продали ледокол французам, но под французским флагом “Микула Селянинович” тоже оставался без дела еще несколько лет.
В 1922 г. канадцы выкупили некогда строившийся для себя ледокол, и, только вернувшись на родину, судну удалось исправно послужить. Под слегка изменённым именем “Mikula” судну наконец-то удалось поработать по специальности.
Ледокол был приписан к порту Квебека и успешно занимался проводкой судов во льдах. В 1934 г. из-за накопившихся многочисленных поломок ледокол списали, а тремя годами позже разобрали на металл. Ледокол “Микула Селянинович” сменил флаги пяти разных стран, но только для родной Канады судно оказалось полезно, и то недолго. Несмотря на неудачную судьбу ледокола, канадцы, немного доработав проект “Микулы Селяниновича”, построили новый ледокол, дав ему имя “N. B. Mclean”.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram