Русский солдат на войне всегда отличался огромной храбростью, но не всегда русскому солдату хватало выучки, она же заменялась боевой смекалкой. А в тем моменты, когда он получал эту выучку, становился настоящим ветераном боевых действий, он один порой стоил целой роты или батальона врага.
Советским танкистами-артиллеристам, которые сначала воевали в составе артиллерийских полков, которые пересели на самоходные установки изначально было трудно, но они учились воевать. Именно таким был 1545-й тяжелый самоходный полк, которым руководи подполковник Карташов. Хоть и входил он в состав 30-го Уральского корпуса, воевали там и уроженцы русского севера. Таким был Николай Константинович Шишкин, про которого мы уже писали материал, но о хорошем человеке напиши, и напиши второй раз. Он прошел буквально всю войну, и стал одним из самых результативных истребителей немецкий: от 20 до 30 немецких танков и САУ.
Приходилось ему воевать не только с немецкими средними танками, но и с тяжелыми машинами, не даром его САУ прозвали “Зверобоем”. Еще Д.Ф.Лавриненко вспоминал, что входе уличных боев именно эти САУ помогали уничтожать немецкие тяжелые танки, срывая башни танков “Пантера”. Сам Николай Константинович вспоминал один крайне тяжелый бой с немецким тяжелым танком “Тигр”. А дело было так: шли бои 1944 года, полк перевели из состава 4-й танковой армии, в 5-ю гвардейскую танковую армию. Три головных танка из дозора, это были Т-34 вышли из леса на поляну, и сходу были уничтожены немецким танком.
Командир бригады, рядом с которой воевал полк приказал уничтожить эту машину, ведь ИСУ-152 уже тогда славилась своими бронебойными качествами. И вот, “Зверобой” Шишкина выдвинулся на позиции и начал взбираться на холм, за которым был немецкий танк, когда увидели немецкий танк, тот тут же произвел выстрел, при этом сам Шишкин высунулся из люка. Бронебойный снаряд немецкого танка пролетел прямо над головой, и с такой скоростью, что Николая Константиновича чуть не вырвало из люка. После чего немецкий танк выстрелил еще несколько раз, но не попал.
И вот тут надо было действовать не в лоб, а использовать возможности техники, конечно же 152-мм орудия, которое когда-то принадлежало гаубице. Кроме того, можно было рассчитывать на удачу, и смекалку, сделали так: на холме был кустик, который совмещался с кроной дерева под которым стоял немецкий танк. Орудие, как вспоминал Шишкин опустили на три соты, и стали молиться: попадет или не попадет? Выстрелили, и попали, это была какая-то колоссальная удача, которая позволила уничтожить немецкую машину без потерь, хотя регулярно сам Шишкин бывал ранен, и его технику подбивали. Но русская боевая смекалка, совмещенная с фронтовым опытом, могла и один из лучших немецких танков красивым выстрелом уничтожить.