Знаменитый обед профессора Филиппа Филипповича Преображенского и доктора Ивана Арнольдовича Борменталя - один из центральных эпизодов в повести Михаила Афанасьевича Булгакова.
«На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками….
Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что – то ворчало. Запах от блюда шел такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной. «Сады Семирамиды!», - подумал он и застучал по паркету хвостом, как палкой.
- Сюда их. - Хищно скомандовал Филипп Филиппович. – Доктор Борменталь, умоляю вас. Оставьте икру в покое. И если хотите послушаться доброго совета: налейте не английской, а обыкновенной русской водки».
За круглым столом, на котором стоят графины с алкоголем и различными закусками, два ученых человека рассуждают о том, как правильно закусывать водку.
Итак, начнем с водки.
Профессор и доктор пьют водку «Ново – благословенная» крепостью 30 градусов.
По своей неопытности доктор считает такую водку вполне приличной. Он ведь, скорее всего, не застал ту настоящую, сорокоградусную, царскую водку, о которой говорит профессор Преображенский.
Что же эта за водка?
Автор описывает в повести первую половину двадцатых годов прошлого века. В эти годы большевики не слишком приветствовали алкоголь.
Но постепенно запреты уходят в прошлое. И в 1924 году с будущего завода «Кристалл» вышли наливки и настойки. Крепость продукции была 30 градусов.
«В Москве событие – выпустили тридцатиградусную водку, которую публика с полным основанием назвала «рыковкой». Отличается она от «царской» водкой тем, что на 10 градусов слабее, хуже на вкус и в четыре раза дороже ее».
Из дневника М.А. Булгакова, 20 декабря 1924 г
«Рыковка» - так в народе стали называть алкогольный напиток по фамилии председателя СНК А. И. Рыкова
Но ведь доктор называет водку не «рыковкой», а «Ново – благословенная»?
Ответ может быть следующим. Водку везли на склад на улицу Благословенная 4 в Москве (сейчас улица Самокатная). Отсюда ее название.
Для Филиппа Филипповича эталоном качества оказывается та водка, которую он пил в царской России или готовит его экономка Дарья Петровна.
Не менее интересно и то, как профессор Преображенский советует закусывать водку. Профессор привык к хорошей и качественной закуске, как и к водке. Чем попало закусывать вряд ли будет.
Филипп Филиппович предпочитает горячую закуску к водке, а не холодную. Автор повести не поделился секретом приготовление закуски. Но можно догадаться, чем закусывают водку герои повести, если вернуться к тому времени, когда было написано «Собачье сердце».
В те времена одной из лучших и недорогих закусок была московская горячая закуска, которую готовили в Славянском базаре. О ней и говорит профессор. Готовилась эта закуска из говяжьего костного мозга, бородинского хлеба, специй, зеленого лука. Говяжий мозг отваривали, добавляли специи и выкладывали на обжаренный в сливочном масле кусочек бородинского хлеба.
Вот так обедали профессор Ф.Ф. Преображенский и доктор И.А Борменталь в повести М. Булгакова "Собачье сердце".
Спасибо за внимание. До следующей встречи.