Доходы бюджета России на фоне кризиса 2020 г. сократились на 4,7% до 29,8 трлн. руб. (без внебюджетных фондов) и откатились на уровень 2018 года , что оказалось максимальным спадом с 2009 года (-18,7%). В реальном выражении (с учетом инфляции) доходная часть сжалась еще больше. Рассмотрим источники пополнения казны по типам доходов и уровню бюджетов, а также ответим на вопрос – сборы каких налогов снизились больше всего?
Как пополняется казна России? Краткий экскурс
Под казной понимаются доходы консолидированного бюджета России – сумма федеральных и собственных региональных налогов и сборов (без внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов). На источники пополнения казны можно посмотреть в нескольких разрезах: по отраслевому признаку (нефтегазовые и ненефтегазовые доходы) и уровню бюджетов (федеральный и региональные бюджеты, вкл. местные) или спуститься до конкретных налогов и сборов.
В 2018–2020 гг. 60–70% бюджетных доходов приходилось на 4 налога: НДС, налог на прибыль, НДФЛ и НДПИ . Доля нефтегазовых доходов (в основном – НДПИ и экспортных пошлин) из-за ценовой волатильности и налоговых маневров в последние 3 года колебалась от 17% до 30%. Тут учитываются только прямые рентные нефтегазовые сборы без общеэкономических налогов, которые платит нефтегазовый сектор, (например, налог на прибыль) и акцизов.
Собираемые налоги преимущественно зачисляются в федеральный бюджет (62-65% или 18-20 трлн. руб.), из них около 10-15% (2-3 трлн. руб.) перераспределяются в пользу регионов в виде межбюджетных трансфертов . Основные источники пополнения федерального бюджета: НДС, НДПИ, экспортные и ввозные пошлины, а региональных бюджетов: налог на прибыль организаций и НДФЛ.
Доходы в кризисный год
В 2020 году основное снижение пришлось на бюджетные доходы государства от продажи нефтегазового сырья и продуктов (-33,9% или 2,7 трлн. руб. ) из-за снижения мировых цен и спроса на энергоресурсы. Поскольку рентные налоги и сборы от нефтегазового сектора пополняют казну федерального Правительства, то именно федеральный бюджет пострадал в наибольшей степени (-7,3% или 1,5 трлн. руб. ). Если не учитывать формальную сделку между ЦБ и Минфином России по продаже акций Сбербанка (1,1 трлн. руб. , указано в статье «прочие»), то федеральный бюджет в 2020 году сократился на 2,6 трлн. руб. или 13%.
Собственные доходы (без федеральной помощи) региональных бюджетов остались на уровне прошлого года (+0,1% ), что является нестандартным для кризисных периодов . Общие доходы консолидированных бюджетов регионов увеличились на 9,8% за счет масштабной федеральной помощи (+54%) для финансирования мер по борьбе с эпидемией.
Спад экономической активности (ВВП: -3% или -2,1% номинально) повлиял на прибыльность бизнеса (сокращение прибыли на 24,5% ) и отразился на снижении налога на прибыль организаций (-11,6% ), который преимущественно зачисляется в региональные бюджеты (-12,8% ). В первую очередь пострадали нефтегазовые регионы, где наблюдалось сокращение промышленного производства. С другой стороны, на 1,5% и 7,5% увеличились сборы НДС и НДФЛ соответственно. Это произошло на фоне роста безработицы, снижения реальных доходов населения (-3,5% ) и розничных продаж (-4,1% в реальном выражении, -0,2% в номинальном). При единовременном увеличении заработных плат на 6% (2,5% в реальном выражении), что отчасти связано с повышением расходов региональных бюджетов на оплату труда (+15% ) и обелением зарплат.
Сокращение доходной части (-4,7%) совпало с активным ростом бюджетного финансирования расходов (+13%), в наибольшей степени здравоохранения (+30%) и социальной политики (+13%), что привело к формированию дефицита консолидированного бюджета России (4,3 трлн. руб.).
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, чтобы читать интересные статьи: