Найти тему
Катехизис и Катарсис

Что из себя представляла бронегруппа танковой дивизии Вермахта?

Танки и БТР 24-й танковой дивизии действуют совместно
Танки и БТР 24-й танковой дивизии действуют совместно

Мы часто читаем или слышим о немецких «Боевых группах» или «Кампфгруппах». Они бывают разные: большие и малые, «пехотные» и «танковые», собранные из разрозненных остатков и сформированные из полностью боеспособных частей. Часто еще им присваивается фамилия командира группы – боевая группа Крюгера, боевая группа Эбербаха или известная многим боевая группа Пайпера. Но о том, что такое боевая группа, зачем она нужна, и как формируется, информации не так много. Еще меньше информации о «бронегруппах». Я бы даже сказал, что в отечественной литературе о ВМВ этот термин встречается довольно редко. По большей части он используется при описании более поздних времен, вплоть до современности. Однако если обратиться к немецким документам, то там термин «gepanzerte Gruppe» вполне встречается. Давайте же разберемся, что это за группы такие.

При действиях дивизии, будь то танковой, мотопехотной или пехотной, возникает широкий спектр задач, для решения которых сила всей дивизии будет излишней. Да и не везде можно всю дивизию, или большую ее часть, применить. Для большей гибкости действий дивизию можно разделить на группы. Казалось бы, что тут такого сложного, в дивизии и так есть разные полки, батальоны, бери их, и вперед! Однако, тут встает проблема – если в дивизии все части и все рода войск в общем подчиняются командиру дивизии, то у командира, например, мотопехотного полка своей дивизионной артиллерии нет, как, впрочем, нет и танков. Конечно, он может запросить помощи у командования дивизии, но от этого очень страдает темп реализации решения. Пока он там запросит артиллерийскую поддержку, пока ему необходимое предоставят, задача будет «ждать». А ведь может так статься, что ему и вообще откажут. Организация взаимодействия между пехотой, танками, артиллерией и саперами на этом участке будет вопросом сложным и небыстрым. Что же делать?

Можно собрать боевую группу из кусочков каждого подразделения, и назначить над ними руководителем конкретного офицера. Например, взять батальон танков, батальон мотопехоты, роту саперов и дивизион артиллерии, и поставить над этим всем командира одного из полков. Теперь он будет решать, что в его секторе делает его боевая группа, и намного меньше зависеть от командования дивизии. Разумеется, он все еще может запросить и получить от дивизии дополнительную поддержку (например огонь оставшихся двух дивизионов артиллерии). Могут «попросить» о поддержке и его группу. Однако главным будет то, что внутри боевой группы все составные части находятся под единым руководством.

В каком-то виде совместные действия танков и пехоты на БТР имели место и до 1942-го года. Тактика боя без спешивания родилась не внезапно
В каком-то виде совместные действия танков и пехоты на БТР имели место и до 1942-го года. Тактика боя без спешивания родилась не внезапно

Второй важной особенностью относительно компактной боевой группы будет то, что командир может видеть действия всей группы сам, лично. Когда командир видит и контролирует действия группы своими глазами, а не ждет донесений, то и информированность его выше, и решения принимаются быстрее, и действия становятся гибче. Но если боевая группа становится сильно больше полка, наблюдать за ведением боя своими глазами становится сложно чисто физически – фронт группы слишком велик.

Боевые группы бывают очень разных размеров, могут быть большими и состоять из частей нескольких дивизий, или наоборот – маленькими, и размерами не превышать усиленную роту. Я говорю в первую очередь о боевой группе, создаваемой в дивизии для действий на острие удара. Это может быть, в классическом (на мой взгляд) варианте: танковый батальон или полк, мотопехотный батальон на БТР, рота саперов на БТР, дивизион гаубичных САУ. Обратите внимание, все части этой группы имеют бронированный транспорт повышенной проходимости. Это или танки, или САУ, или БТР. Получается бронированная боевая группа.

В чем же суть бронегруппы? Бронегруппа – это объединение подразделений разных родов войск, имеющих сходную подвижность, проходимость и защищенность от пуль и осколков. Но давайте вернемся на шаг назад. Изначально такими особенностями обладали, наверное, только танки. Удар танков лишь тогда будет полностью успешен, когда за ними неотступно будет следовать пехота, саперы и артиллерия. Да, в танковой дивизии была мотопехота, артиллерия и саперы, но передвигались они на грузовиках и тягачах, которые обладали довольно приличной проходимостью для марша. Однако, когда речь идет о передвижении по полю боя, и следованию непосредственно за танками, проходимости этого транспорта было недостаточно. Требовался гусеничный или полугусеничный транспорт, способный преодолевать окопы и рвы. Помимо этого, разумеется, для передвижения по полю боя требуется защита от пуль и осколков, так как без нее транспорту там просто делать нечего.

Нередко в боевых группах тяжелые танки действовали вместе с «обычными»
Нередко в боевых группах тяжелые танки действовали вместе с «обычными»

Давайте коротко вспомним тактику танков в атаке. Немецкие танки наступают волнами (или эшелонами), и задача первой волны – скорее прорваться, я бы даже сказал, проехать через оборону противника, не сильно на ней задерживаясь, в глубину для уничтожения его артиллерии и удара в тыл обороняющимся. Разумеется, ни пешая пехота, ни какие угодно небронированные транспортные средства, а уж тем более колесные или с тяжелым орудием на прицепе, не смогут следовать за первым эшелоном. А это значит, что танки будут действовать сами – без пехоты, без артиллерии, без саперов. Эффективность таких действий будет очень сильно зависеть от случая. Важны также и действия после прорыва обороны. Танки устремятся в глубину, где всегда есть большое количество промежуточных целей и рубежей – это и линии снабжения, и узлы дорог, и мосты с переправами, и рубежи рек. Если замешкаться, то многие из них придется будет брать с боем, а чтобы этого избежать, нужно продвигаться максимально быстро. Если сами танки могут обходить узлы сопротивления и заслоны, в том числе по бездорожью, до определенной степени не боясь артиллерии или огня пулеметов, то грузовики с пехотой так уже не смогут. Не сможет также пехота на грузовиках и буксируемая артиллерия прорваться сквозь промежуточный рубеж «на колесах», без спешивания, подавив противника валом огня. А значит придется либо спешиваться и терять время на каждом малозначимом препятствии, либо вперед поедут только танки.

Первоначально действовать с танками было буквально нечем. В 1939-м году не было ни гаубичных САУ, ни достаточного количества БТР для мотопехоты и саперов. Затем постепенно количество мотопехоты на БТР в дивизии было доведено до роты (одной роты на дивизию). В 1941-м году к началу кампании на Востоке БТР имелись также у одной из рот саперного батальона (примерно в половине танковых дивизий). Особо не разгуляешься, да и БТР в те времена расценивался в основном как транспортная машина. Совершенно иначе дело пошло в 1942-м году. К началу летней кампании нормальным было уже иметь в дивизии несколько рот или батальон мотопехоты на БТР, а кое-где было даже больше. Теперь вместе с танками в глубину обороны могла отправиться пехота на БТР в довольно приличном количестве, а также саперы на БТР. Для борьбы с советскими танками боевую группу могли сопровождать самоходные ПТО на бронированных лафетах – Мардеры. Появились БТР и у разведчиков, что позволило делать с ними отдельную боевую группу, тем более что многие дивизии на Южном участке фронта имели по три батальона танков, и было из чего составлять группы. Тут же массово стал применяться бой мотопехоты без спешивания. Можно сказать, что 1942-й год стал годом рождения почти полноценной бронегруппы. Не хватало последнего слагаемого – артиллерии.

Без тяжелой артиллерии бронегруппа не сможет полноценно действовать. На фото 150-мм гаубичная САУ Хуммель
Без тяжелой артиллерии бронегруппа не сможет полноценно действовать. На фото 150-мм гаубичная САУ Хуммель

1943-й год принес в бронегруппу важные дополнения. Теперь спутником танков и БТР стали гаубичные САУ – Веспе и Хуммели. Артиллерия мотопехотных батальонов на БТР тоже стала самоходной и бронированной – 150-мм пехотные пушки теперь передвигались на САУ Грилле, 75-мм пехотные пушки – на БТР. Появились огнеметные БТР для ближнего боя и борьбы с узлами сопротивления и зданиями без спешивания мотопехоты. Шире стали оснащаться БТР и саперные части, рота саперов на БТР саперного батальона стала теперь почти обязательным спутником танкового полка и бронегруппы. В 1944-м добавились специальные машины поддержки с 20-мм автоматическими пушками, обеспечивавшие мощный подавляющий огонь. Все большее и большее значение придавалось бою без спешивания, быстрому проталкиванию группы вглубь обороны, маневру, обходу, удару во фланг и тыл.

Суть такой бронегруппы в том, что это относительно компактное подразделение, сочетающее танки, пехоту, артиллерию и саперов, все боевые части которого защищены броней от пуль и осколков и имеют высокую проходимость и подвижность. Можно прорываться вглубь линии обороны сразу сбалансированным объединением родов войск. Можно маневрировать, выискивая слабые места, можно продвигаться вглубь и уничтожать артиллерию противника, можно атаковать слабого противника буквально на ходу. И не думать при этом, что пехота отстанет, артиллерия застрянет, а саперы окажутся где-то в хвосте.

Начиная примерно с лета 1943-го года типичный состав бронегруппы в дивизии, которая имела для этого все необходимые части, включал танковый батальон или полк, батальон мотопехоты на БТР с полковыми 150-мм САУ, роту саперов на БТР от саперного батальона, дивизион гаубичных САУ от артиллерийского полка. Боевая группа могла также рассчитывать на поддержку артиллерии дивизии и остальных ее частей. Даже оторвавшись далеко вперед, можно было рассчитывать на батарею буксируемых 105-мм пушек дальностью огня 19 км. Нередко в группу могли включаться приданные дивизии части – батареи штурмовых орудий или роты тяжелых танков. В некоторых дивизиях были свои штурмовые орудия и тяжелые танки.

Танки и мотопехота на БТР действовали бок-о-бок до самого конца войны
Танки и мотопехота на БТР действовали бок-о-бок до самого конца войны

Важно понимать, что бронегруппа действует не в вакууме, она не одна сражается с противником. При описании действий мотопехоты на БТР я часто сталкивался с вопросом читателей, мол, как же немцы могут не думать о своих флангах и тыле! Как они могут не зачищать поле боя, ведь тогда будет невозможно снабжение, и их вообще окружат!? Однако бронегруппа, за редким исключением, действует в составе дивизии, а значит кроме ее батальонов есть еще три мотопехотных батальона, несколько саперных рот, два артиллерийских дивизиона, разведывательный батальон, противотанковый дивизион, в том числе с двумя ротами (батареями) САУ, и так далее. В некоторых особо мощных дивизиях, типа Великой Германии или Лейбштандарта СС есть еще батальон штурмовых орудий и еще два дополнительных мотопехотных батальона. И они не ждут, что бронегруппа сделает все за них. Мотопехота продвигается следом за передовой группой, зачищает ее тылы, добивает узлы сопротивления, может обеспечивать также фланговое прикрытие. Саперы обеспечивают дороги и разграждение для транспорта снабжения, засыпают воронки, строят и укрепляют мосты. Для прикрытия фланга в подвижном сражении рекомендовалось использовать разведывательный батальон на БТР вместе с противотанковым дивизионом. Иногда этой дополнительной фланговой «бронегруппе» могли быть приданы танки из разведвзводов танкового полка и батальона (от пяти до пятнадцати танков).

А самое главное, дивизия же тоже действует не одна. Фланги прорыва всей дивизии могут обеспечиваться действиями соседних дивизий, как это, например, происходило в сражении на Курской дуге, когда во 2-м танковом корпусе СС плечом к плечу наступали три «танковых» дивизии СС. Более того, танковые корпуса тоже наступали плечом к плечу и до определенной степени обеспечивали фланги друг друга – слева от 2-го ТК СС наступал 48-й ТК Вермахта, а справа – 3-й ТК Вермахта, правда он несколько отставал. Также для прикрытия флангов применяются и пехотные дивизии. Пусть они наступают медленнее, но в любом случае берут на себя часть фронта.

Вырвавшаяся вперед бронегруппа тоже не забывает своих товарищей – уничтожает артиллерию противника, дезорганизует работу штабов и отрезает обороняющиеся части от снабжения. Прорывавшаяся в тыл бронегруппа может также нанести удар по узлу обороны с фланга или тыла, и помочь следующей за ней небронированной мотопехоте. Точно так же и взаимодействующие между собой танковые дивизии могут помогать друг другу и наносить взаимно скоординированные удары. Не дураки ж там в командовании сидят, ей-Богу.

Порой вместо танков воюют штурмовые орудия
Порой вместо танков воюют штурмовые орудия

Разумеется, бронегруппа воюет не только на скорости и без спешивания. В некоторых случаях может потребоваться зачистка местности, да и наступление происходит не в перманентном движении. Достигнув конечного или промежуточного рубежа, группа встанет в круговую оборону, мотопехота спешится, окопается, саперы помогут с установкой заграждений и постройкой укреплений, а танки будут помогать держать оборону, пока пехота не укрепится на достаточном уровне. Затем боевые машины отойдут в глубину порядков, чтобы там быть пополненными, заправленными, обслуженными и отремонтированными, и находиться в готовности нанести удар по контратакующему противнику или продолжать наступление на следующий день. В иных случаях, когда на промежуточном рубеже встретилась сильная оборона противника, которую нельзя обойти, или требуются действия в населенном пункте, бронегруппа перестроится, выставив вперед спешенную мотопехоту, а танки будут поддерживать ее огнем, или попробуют обойти и атаковать противника с фланга. Потребуется выдвижение мотопехоты и саперов вперед и при пересечении водных преград или минных заграждений. В нормальной же ситуации построение боевой группы будет с танками впереди, а пехотой на БТР либо непосредственно за ними, либо на флангах танковой атаки. Разумеется, нет какой-то универсальной тактики на все случаи, и к каждому случаю и моменту боя будет применена какая-то своя, отличающаяся в деталях. Спешенный бой и бой без спешивания будут чередоваться для наилучшего решения задачи. Танковые подразделения будут концентрироваться или разделяться для тактических маневров. Артиллерия будет выбирать те или иные виды воздействия. Построение группы и порядок боя будет следовать боевой ситуации и условиям местности.

Отдельно стоит сказать о снабжении передовой группы. Понятное дело, что для снабжения бронегруппы, особенно ее артиллерийских подразделений, требуются специальные машины. Как минимум они должны быть высокой проходимости, а желательно еще и защищены броней. Многие артиллерийские подразделения снабжались бронированными транспортерами на том же шасси, на котором стояла артсистема. Это касалось как достаточно известных машин на шасси Веспе и Хуммеля, так и машин на шасси БТР. В частности, в тяжелой роте батальона мотопехоты на БТР для 75-мм пушек и 120-мм минометов боеприпасы перевозились БТР-ами. При этом нужно понимать, что важная роль бронированных транспортеров боеприпасов состояла в том, что в прорыв они отправляются груженые и несут в себе необходимый резерв боеприпасов для огневых средств. Неизвестно, когда удастся пополниться, поэтому артиллерия, приданная бронегруппе, может даже быть исключена из участия в артподготовке, чтобы быть готовой отправиться в прорыв с полным боекомплектом в САУ и транспортерах боеприпасов. Но и небронированные части тыла бронегруппы должны отвечать требованиям проходимости для снабжения передовых частей. Поэтому снабжение и обеспечение передовых подразделений осуществляется полноприводными грузовиками грузоподъемностью в основном 3 и 4,5 тонны. В 1943-1944-м году также некоторая доля транспорта была заменена на полугусеничный – грузовики Маультир грузоподъемностью 2 тонны. В некоторых случаях, если условия были особо тяжелые, Маультиров нет или они не справляются, к снабжению привлекались имеющиеся в штате тыловых частей полугусеничные тягачи и даже БТР боевых частей.

Где не пройдет колесный грузовик, может выручить полугусеничный. На фото Опель Маультир
Где не пройдет колесный грузовик, может выручить полугусеничный. На фото Опель Маультир

Бронированная боевая группа танковой дивизии – это не сверхмощная группа для удара в самую прочную оборону противника. Наоборот, это максимально маневренная и быстрая группа, нацеленная на маневр, уход от боя и продвижение вглубь. Бронезащита боевых частей, гусеничные, полугусеничные шасси и установка всех огневых средств на самодвижущиеся защищенные самоходные лафеты нужна в первую очередь для того, чтобы части бронегруппы могли не отставать от танков как по проходимости, так и по низкой чувствительности к огню пулеметов и осколкам артиллерийских снарядов и мин. Только так части могут без лишних заминок обходить, либо проходить сквозь слабую оборону, не теряя времени на спешивание и зачистку местности. Только так части могут максимально быстро продвигаться вглубь, уничтожая артиллерию, штабы и нанося удары с тыла. Только так части могут почти неостановимо рваться вперед для захвата важных рубежей, пресечения снабжения и смыкания кольца окружения за спиной у противника до того, как он успеет отреагировать. И только так у прорвавшихся в глубину обороны танков будет твердая основа для действий – неотступно следующая за ними пехота на БТР, готовые в любой момент убрать препятствия саперы на БТР, а также не отстающая при любых маневрах и разящая смертью самоходная артиллерия. И если такой группе в глубине обороны встретится достойный противник, которого нельзя обойти, мощь и подвижность всех средств бронегруппы должна позволить нанести ему такой удар, после которого он перестанет быть преградой для дальнейших действий. Все это вместе создает условия для более мощного удара, более быстрого продвижения, более решительного маневра, более плотного взаимодействия, а значит в целом более эффективного использования подвижного соединения в бою. Недаром тактика бронегрупп нашла свое отражение и после войны, и с некоторыми отличиями применяется до сих пор. Однако всегда нужно понимать, что тактические инструменты, пусть даже и очень эффективные, это лишь одно из слагаемых оперативного успеха. Поэтому германская армия, обладавшая таким поистине эффективным тактическим инструментом, как бронегруппа, но упускавшая по разным причинам некоторые другие важные слагаемые успеха, все-таки не смогла переменить ход войны.

Илинич Виталий.

https://vk.com/fretless.plague . Личная страничка автора.

https://vk.com/logicofwar . Мой авторский паблик по истории и военному делу. В нем вы найдете эту и многие другие мои статьи.

https://vk.com/catx2 . Коллективный исторический паблик авторов. Там есть всё.

Поддержать автора добровольным пожертвованием:

Карта Сбера — 4274 3200 4894 6258