Очень неожиданную и позитивную для российской экономики динамику продемонстрировали нефтяные котировки. В четверг ОПЕК+ принял решение начать наращивать добычу уже с мая. Более того, говорят, что Саудовская Аравия выступила инициатором этого шага, хотя ранее она призывала к максимально возможному сокращению добычи, чтобы цены на нефть были как можно выше.
Сами саудиты также будут постепенно увеличивать добычу. Сейчас они продолжают исполнять взятое на себя добровольное обещание уменьшить производство нефти на 1 млн баррель в день.
Рынки ждали, что нефтяной картель оставит квоты на май без изменений. Это было бы логичным, поскольку Европу захлестнула «третья волна» коронавируса, что нанесет не только удар по ее экономике, но и резко уменьшило потребление топлива, прежде всего авиационного. Еще месяц назад все ждали, что вот-вот самолеты начнут летать почти как и прежде.
Но другой стороной снижения добычи ОПЕК+ и высоких цен на нефть является стимулирования развития американского нефтяного сектора. В США нефть и газ добываются преимущественно путем гидроразрыва пластов, это так называемая сланцевая нефть. Себестоимость ее добычи намного выше, чем классическим путем, особенно на ближнем Востоке, где «черное золото» залегает неглубоко, а качество исходного сырья очень высокое.
Так вот, прогресс не стоит на месте, и сейчас добыча сланцевой нефти даже в США, где очень высокая стоимость рабочей силы, рентабельна при цене нефти в 40-45 долларов за баррель.
Есть и другой момент. Практически все входящие в ОПЕК+ страны, очень сильно зависимы от нефтедолларов. Бюджет той же Саудовской Аравии верстается исходя из цены на нефть в 70-80 долларов за баррель.
Но нефтяные доходы зависят не только от цены, но и от объема поставок. Поэтому если нефть задрать высоко за счет уменьшения ее предложения на мировом рынке, то сами нефтяные державы от этого мало чего выиграют. А в среднесрочном плане даже проиграют, поскольку американские нефтяники не связаны никакими картельными соглашениями и могут быстро нарастить добычу, заняв «чужие» рынки сбыта.
Так что решение ОПЕК+ было, наверное, правильным.
Удивительно, не нефть не отреагировала на него падением. Сразу после объявления вердикта, котировки снизились на пару долларов, но очень быстро перешли к росту. Во многом это было связно с тем, что повышение добычи будет плавным, и есть надежды, что в мае-июне Европа одолеет коронавирус и повысит спрос на топливо.
Для российского рынка акций рост нефти благоприятен. Впрочем, пока продолжается коррекция в «Лукойле» и «Роснефти». А вот «Газпромнефть», которую мы включили в свой Портфель Колобка, начала пытаться ликвидировать отставание от двух гигантов.
К сожалению, рубль проигнорировал не только удорожание нефти, но и скорое увеличение притока валютной выручки в страну за счет роста поставок сырья российскими компаниями на мировой рынок. Слабость российской валюты кроется в отвратительном состоянии экономики.
Сохранить же свои рублевые накопления можно путем покупки акций экспортоориентированных компаний, рублевая выручка которых растет с ослаблением курса российской валюты.